Валерий Гаркалин в комедии «Наливные яблоки»

«Но тут уж как судьба распорядится: то ли отправит правду искать, то ли позволит со счастьем остаться» — Александр Островский. «Правда, хорошо, а счастье лучше».

Недавно в Театре им. Владимира Маяковского (Москва) была возвращена на сцену знаменитая и популярная комедия Александра Островского, которая собирала целые залы, во времена режиссёрства Андрея Гончарова. Красочный, уморительный и несбыточный спектакль, воссозданный в традициях «лубка и раешника» стал результатом профессионального лицедейства от таких известных актёров, мастеров антреприз и театральных представлений, как Валерий Гаркалин, Татьяна Орлова, Ольга Прокофьева, Роман Мадянов и многих других. Уже в ноябре этого года вместе с этим спектаклем они отправятся на гастроли в Израиль для соотечественников.

В своей новой редакции «Наливные яблоки» получились весёлыми и мудрыми, а участие известных российских театральных актёров должны будут вернуть спектаклю его былой успех и в лучи славы, в которых он был раньше на протяжении двух десятилетий. Роман Мадянов смог восстановить театральную картину с помощью записей мэтра Андрея Гончарова, который смог внести в постановку особый шарм, отличное настроение, смешанное с озорством и искромётностью, что наделило «яблоки» зрелищностью и популярностью.

Это было особое веселье, которое не мешало мудрому смыслу оригинальной пьесы. Обновлённая постановка стало ещё более искромётная, теперь это настоящая карусель радости. У Романа Мадянова получилось подобрать шикарную команду артистов, которые умеют играть так, как требуется: безропотно и совершенно, лукаво и хитро, достойно и приниженно. Эти ребята могут показать самые маленькие подробности души и психологии персонажа, им не придётся надевать маски, они не будут подбирать типажи. Они — и есть живые персонажи, которые будут играть самих себя, и только это поможет зрителю окунуться в мир созданный Островским, прочувствовать мораль и то, что великий автор пытался донести до читателя, а теперь будет идти напрямую к зрителю через самодурство и своенравные причуды, через благородство и незапятнанную честь актёра-героя.

Спектакль был задуман как почтение памяти выдающегося советского и российского театрального режиссёра, Народного артиста Советского Союза Андрея Александровича Гончарова, который много лет возглавлял Московский академический театр им. Вл. Маяковского. Когда Андрей Гончаров впервые взялся за эту пьесу, он вернул в неё всё, что было утрачено во время ранних постановок.

Островский написал пьесу в 1876 году, она предназначалась для Малого театра, и спектакль должен был стать бенефисом для его друга — Николая Музиля. Тогда это была обычная житейская комедия, в ней играли Ильинский и Раневская. Но Гончаров подобрал абсолютно иных актёров — на роль няньки Фелицаты он утвердил Наташу Манор, а Платона сыграл Саша Демидов. Спектаклю было возвращено оригинальное название пьесы «Наливные яблоки», а формат был изменён на более близкий к народу — балаганный спектакль, немного грубый, немного шутовской.

Герои пьесы значительно потеряли в весе, они теперь мало похожи на зажиточных купцов Замоскворечья. Няньку Фелицату немного омолодили, она перестала быть старее старухи. Правдолюб Платон Зыбкин стал похож на студента-разночинца, а Поликсена стала походить на юную гимназистку. Мавра Барабошева потеряла свою монументальность и тяжёлую стать, а её сын стал промотавшимся загульным, на котором только и осталось, что костюм в стиле процветающего иностранца-француза.

Основной задумкой в постановке спектакля стало то, что текст должен быть оригинальным: он не изменялся ни под образы актёров, ни под какие-либо ещё причины — как написал Островский, всё именно так и играется. И актёрам это удаётся на ура, они весело и находчиво разыгрывают сцены. Ольге Прокофьевой и Валерию Гаркалину удаётся это лучше всех, они великолепно исполняют роли, используя как драматические, так и гротескные приёмы. Сам же спектакль, это смесь бытового и психологического театра, где всё смешалось в одной забавном и активном повествовании об отношениях между людьми, векселях, сундуках с богатствами, купцах и купчихах, любви и зависти и многом-многом другом.

Александру Николаевичу Островскому как никому другому была знакома и близка сермяжная русская жизнь со своими особенными и подчас варварскими законами, неприличным цинизмом и безнадежностью. Но герои его пьесы попадают в особенные, несбыточные места и миры, которые полны любви, нежности и сочувствия, в котором правят «кроткие и чистые сердцем» и под их началом создаётся совершенно иной мир.

Пьеса Александра Островского это произведение, где читатель и зритель сможет испытать всю палитру чувств, что-то сможет высмеять, чему-то ужаснуться и содрогнуться, но в любой ситуации найдётся что-то чему можно порадоваться или даже расчувствоваться. Все странные и волшебные развязки, которые наступают в спектакле (это и разоблачение нечистых на руку, помолвка милых и любимых, возвышение чистосердечных и благородных), это утопичный механизм изменения внутреннего мира человека, который себе представлял Александр Островский.

Островский — больше чем просто пьеса, больше чем просто драматургия, это вкусный чай с приятным разговором. Его перу подчиняются все струны, которые возникают между людьми, их страсти и чувства. Секрет вечности его пьес в том, что люди фактически не меняются, всё, что с ними происходило двести лет назад — всё тоже и заботит современников. Александр Николаевич не просто рассказывает о различных житейских позициях, он пытается в этом всём разобраться, вычислить настоящие человеческие ценности в море мнимых.

Островский не ограничивается бытовыми вещами и поэтому он всегда будет актуален, его пьесы будут сыграны в своё время — тогда, когда поднятые им проблемы будут наиболее остро восприниматься человечеством. И тогда зритель, который придёт в театр на спектакль сможет в происходящем найти филигранную иронию и обстоятельные, правильные выводы и предостережения, которые много лет назад к нему были обращены Александром Николаевичем Островским.

Для театралов Островский всегда был лакомым кусочком, никто не мог создать такие правильные и чувственные роли, такие интересные как для постановщика-режиссёра, так и для рядового лицедея. В «Наливных яблоках» собраны забытые в век информационного бума черты, так привлекающие мудрого зрителя-критика, это и сочувствие к персонажу, человечность и гуманность, чарующее спокойствие, обаятельная доброжелательность и прелестная улыбчивость. В целом же «Наливные яблоки» отправляют нас к другой пьесе, к «Горе от ума», комедии в стихах Александра Сергеевича Грибоедова.

В центр всей ситуации попадает Платон Зыбкин, умник-правдоискатель, который влюбился в купеческую дочку. В этой семье, разумеется, находиться упрямый человек, который будет препятствовать счастью молодой пары — бабушка-купчиха Мавра Тарасовна Барабошева. Но это скорее её натура и природа — она не может не вредничать и самодурствовать, чинить препоны и препятствия для неё это великое удовольствие. Но тут на сцене появляется новый персонаж — унтер-офицер, бывшая любовь купчихи и в потоке нахлынувших чувств, бабушка решает прекратить отравлять жизнь внучке и дать ей шанс любить и быть любимой. И после этого всё становится хорошо, разумеется, по воле Александра Островского и благодаря его замечательному миру с утопичными идеями.

Каждый персонаж пьесы уникален в своём роде, и все они не так однозначны, как может казаться на первый взгляд. Каждая роль награждена своим уникальным характером и в целом спектакль поражает своей многогранностью и разно плановостью. Всё это потребует значительных рассуждений и размышлений от зрителя.

Юмор исходит не из того, что какой-то персонаж себя весело пошутил, что-то не так сделал или его высмеяли его «коллеги», нет, всё намного глубже и въедливый зритель — это непосредственная часть пьесы. У Островского не было цели уныло изобличить какого-то героя, он хотел доставить своему почитателю непередаваемое удовольствие от размышлений. В любом случае правда и в пьесе, и в жизни одна — если кто-то счастлив, это и есть его личная маленькая правда. И эта личная истина умело, вписана в сентиментальную и мудрую историю, в которой есть место несбыточным чудесам.