Я никогда не смогу вернуть свою Катеньку

Вопрос: Когда заболела ваша обожаемая супруга, на всех форумах в интернете за вас переживали ваши поклонники. Когда она скончалась, вам из всех уголков нашей необъятной родины слали слова сочувствия. Валерий, вы ощущали поддержку стольких незнакомых вам людей?

- Я безмерно благодарен все тем людям, которые поддерживали меня в этот трудный период. Пользуясь случаем, я хочу через «Известия» передать им свои ответные слова искренней признательности. Я являюсь активным пользователем интернета, но я намеренно обхожу стороной форумы, созданные моими фанатами. Мне всегда интересно читать то, что пишут обо мне профессионалы.

У меня до сих пор сохранилась рецензия ведущего театрального критика советского времени Натальи Анатольевны Крымовой о постановке Валентина Плучека «Укрощение строптивой», где мне выпала роль Петруччо. Мне было очень интересно прочитать этот анализ моей работы. Скажу больше: в день спектакля я по нескольку раз штудировал эту статью и в соответствии с замечаниями в ней, подправлял мою работу.

- Вы не придерживаетесь никакого заданного образа. О вас говорят, что у вас нет конкретного амплуа. Вам действительно все равно, в каком жанре играть?

- Не могу сказать, что все равно, но у меня никогда не возникало желания загнать себя в какие-то рамки. Каждый жанр по-своему интересен, и если актер может играть одинаково хорошо в любом стиле, это говорит только в его пользу. Я не случайно упомянул Наталью Анатольевну. Ее сын Дмитрий Крымов — прекрасный режиссер и мой хороший друг, и я очень горжусь этой дружбой. Он многому научился у своего отца Анатолия Васильевича Эфроса. Благодаря Диме мне довелось сыграть роль, о которой грезят все актеры — роль Гамлета. Как видите, умение играть в различных жанрах весьма полезно.

- И все же вас больше воспринимают, как комедийного актера, эдакого весельчака. Это происходит от обилия комедийных ролей в вашем списке, или во всем виноват ваш внутренний позитив?

- Как говорил Гольдони, артист должен нести людям свет и положительную энергию, а трагедий и разочарований нам и в жизни хватает. За последнее время у меня было это с лихвой. Я очень тяжело переживаю потерю своей любимой женщины — Кати. Мы с ней прожили в браке много счастливых лет, и я никак не могу смириться с тем, что она так рано меня покинула. Я был к этому совершенно не готов. Да к этому и нельзя быть готовым. Жизнь сурова, а кино тем и хорошо, что там можно победить смерть, там вообще можно все. Люди, пришедшие на сеанс, имеют право получить хотя бы маленькую долю позитива, который я могу им дать. Это необходимо всем нам, чтоб находить в себе силы жить дальше.

- Ваша дочь продюссирует необычные театральные проекты, в частности, спектакль по рассказам Шукшина с Евгением Мироновым и Чулпан Хаматовой. Может быть, у вас есть планы поработать вместе?

- Мы с Никой теперь стали еще ближе, рядом с ней я нахожу в себе силы не падать духом и бороться. Поодиночке нам не выжить. Мы с ней потеряли самого близкого и дорого для нас человека. В настоящее время мы планируем чем-то заняться вместе. Я с удовольствием наблюдаю за развитием ее деловых отношений с Владимиром Панковым и студией SoundDrama. В этом году их спектакль по произведениям Гоголя будет участвовать в фестивале «Золотая маска», его продемонстрируют в мой день рождения, представляете!

- Экономический кризис как-то отразился на вашей творческой деятельности?

- Стало меньше спектаклей, теперь нам стало сложно окупать гастрольные поездки. Меньше стало аншлагов, уже нет очередей в кассах. Стало поступать меньше предложений, а если и поступают, то не такие интересные, что раньше. Кризис чувствуется везде, и в актерской среде тоже.

- Вы преподаете студентам и решаете, кому из них становиться артистом, а кому стоит заняться чем-то другим. Экзаменуя молодежь, вы вспоминаете то время, когда сами были несчастным студентом, и срезались на очередных экзаменах?

- Конечно! Поэтому на экзаменах я стараюсь быть мягким, даже если приходится отправлять кого-то домой. Все равно это получается довольно жестко, и многие плачут. Что до меня, то я свои неудачи воспринимал, как дополнительные стимулы для дальнейших попыток. Возможно, непростое начало карьеры закалило меня. Если бы все проходило гладко, я был бы сегодня не тем, кем стал. Не познакомился бы с Катей, не создал бы собственного театра «Люди и куклы», не проработал бы с замечательными ребятами десять лет. Спасибо моей маме за то, что она, в свое время подсунула мне газету с объявлением о новом наборе актеров в кукольный театр при Гнесинском училище. Что касается папы, он совсем не понимал моего стремления стать артистом. Он считал, что это занятие не для мужчины, а меня напротив, словно что-то толкало на этот путь.

- Сначала вы получили образования кукольника, затем окончили факультет эстрады в ГИТИСе, чтобы в итоге стать драматическим артистом. Выходит, образование не так уж важно? Многие поступают учиться в творческие ВУЗы страны, но лишь единицы становятся настоящими артистами.

- Образование должно быть, без него никуда. Только на одном таланте далеко не уедешь, нужны знания. Для того чтобы перейти к практике, нужно в совершенстве владеть теорией, а этому как раз учат в институтах.

- Еще рано говорить об итогах, но какой-то анализ своего творческого пути вы сделали?

- Сейчас меня меньше всего заботит количество сыгранных мною ролей. Меня больше занимает мысль, что вся моя прежняя мысль оборвалась и теперь начинается другая. Человек не имеет права останавливаться, надо продолжать свой путь несмотря ни на что. Я знаю, что никогда не смогу вернуть свою Катеньку, но надо научиться жить без нее. Надо жить ради Ники. Никогда не сдаваться, всегда идти только вперед.