Давайте удлинять жизнь любовью

Пожалуй, лучшим моментом в карьере актера стала роль братьев Кроликовых в фильме «Ширли-мырли». Завсегдатаям театра давно полюбились антрепризы с его участием, — здесь, сквозь смех, отчетливо проступают горькие слезы нашей действительности.

Сейчас он преподает актерскую науку в РАТИ, бывшем ГИТИСе. Но путь к славе и известности был долог и тернист — долго не принимали в театральные вузы, была армия и работа на заводе, гастроли с коллективом из Кемерова «Люди и куклы»… Начало этого года принесло ему невосполнимую утрату — из жизни ушла жена Екатерина, а до этого, буквально прошлым летом, ему пришлось пережить собственную клиническую смерть.

«Смысл моей жизни был в Кате…»

Вы сыграли пришельца в сериале «Гуманоиды в Королеве». А кем по национальности вы являетесь на Земле?

Как и все мы, я — землянин, ну, а если в частности, то белорус. Ничего цыганского или еврейского, как можно подумать из «Шырли-мырли», во мне нет. Вообще я против такого акцента на национальности — мы все дети планеты.

Имели ли ваши родители причастность к искусству?

Мои родители абсолютно простые люди. После войны, мама из Минска, а папа из Тамбова, приехали восстанавливать разрушенное хозяйство. Отцу категорично не нравилась моя профессия, он считал, что фиглярство не мужское дело. А оказалось, втайне от всех, он на протяжении многих лет собирал фотографии, рецензии о моем творчестве. Только когда его не стало, я понял, как же сильно он меня любил.… К сцене я питал интерес еще в раннем детстве. Сценой в квартире был проем с занавеской, я ее отодвигал и произносил: «Выступает Валерий Гаркалин». Когда зрителю, в лице моего отца, надоедало на все это смотреть, он говорил «Валера, антракт!» Меня это обижало до глубины души, я уходил рыдать в темную комнату.

Ваш путь начинался в кукольном театре?

Меня не брали никуда, хотя пытал счастья во всех московских вузах. А тем временем, Сергей Образцов объявил первый и единственный экспериментальный набор. Учебной базой стала Гнесинка. Когда поступал, я даже нот не знал, а прошло четыре года, и я уже играл ре-минорную прелюдию Шопена.

Наверняка мечта о том, чтобы стать полноценным артистом, была не забыта?

Отучившись, год у Образцова, я вновь решил попытать удачу в творческих вузах, но — опять провал. Образцов брал нас к себе, но всех, а это 13 человек, он взять не мог, а нам уже не хотелось расставаться — коллектив оказался очень дружен и сплочен. Отказавшись от такого заманчивого предложения, которое сделал нам мастер, уехали в Кемерово. В нашем репертуаре были и драматические, и кукольные спектакли, название у нашего ансамбля было символическое «Люди и куклы». Проработали мы 6 лет.

В театре Образцова вас свела судьба с будущей женой — Екатериной. Что вас в ней поразило?

В жизни начинается такой период, когда пора уже задуматься о смысле жизни. А в чем смысл жизни мужчины? Только в женщине. Когда я встретил Катю, то понял, что она не только моя половинка, но я обрел особое предназначение. С появлением смысла в жизни мужчины, все меняется. Появляется целенаправленность, делается карьера,… Я увидел ее в зале во время спектакля «Алые паруса» в Гнесинке, я стоял на сцене и произносил монолог, увидев симпатичную девушку, стал смотреть ей в глаза и обнаружил, что у нее текут слезы. Я был так поражен: какая же необыкновенная душа у девушки, если она способна до сих пор поверить в сказку? Обретаешь счастье, если встречаешь своего человека, который способен стать твоим смыслом. Она была мне не просто другом, она одна воплощала в себе все — целую армию приятелей и друзей.

«Нужно быть хорошим человеком»

Почему, перенеся два инфаркта подряд, вы тут же приняли участие в съемках фильма «Крыша»?

Меня заинтересовала история. Раньше мне доводилось играть в комедиях различных чудаков, а тут трагедия, драма, судьба человека. Мой герой глубоко несчастен — он мечтал о великой славе, эта мысль стала его постоянной спутницей, вплоть до безумия. Фильм — повесть о том, что в стране, где все основано на обмане, не найти счастья. Никто не отменял вечные человеческие ценности — необходимо вернуться к ним.

Сложно представить кино без вас. Наверняка душа просит работы?

Вы удивитесь, но нет, не просит. Мне, как человеку, побывавшему две минуты за гранью, теперь ясно, какой неоценимый подарок небес — жизнь. И не стоит ее укорачивать. В любви продление жизни.

А в вашей жизни есть любовь?

Я не замыкаюсь только на себе. Я знаю, что такое нелюбовь, мне довелось это испытать, и это — невыносимо. Чтобы жизнь не казалась короткой — любите друг друга.

Вы соблюдаете режим дня?

Вот сейчас выходной, а я даже книги не открыл. Знаете, отчего во Франции самое низкое количество инфарктов? Потому что французы высоко ценят отдых, почувствовал усталость — отдохни. И я теперь живу по этому принципу, если иду по дороге, и чувствую, что подустал, сяду и отдохну. Так легче. А раньше мне такое и в голову прийти не могло, всегда твердил себе: иди вперед, всего один километр остался…

Ваша дочь, у нее появился избранник, кто он?

Это Яков Кашин, ему 25 лет, старше Ники на два года. Играет на виолончели в Национальном филармоническом оркестре России. Члены нашей семьи всегда очень серьезно относятся к браку. И дочь моя тоже считает, что замуж надо выходить один раз и на всю жизнь. Надеюсь, что все у нее именно так и сложится.

Чем занимается Ника?

Независимый театральный продюсер. Я очень горд своей дочерью. В ней всегда были такие качества, как умение самостоятельно мыслить и ни от кого не зависеть. Она — индивидуальность.

Говорят, что когда-то вы сказали дочери, что она бездарная актриса?

Да, было такое. Но я не вкладывал в слово «бездарная» ругательный смысл. Если из нее не выйдет хорошая актриса, это совсем не означает то, что в ней нет никаких других талантов.… Моя критика, основана на любви к ней. Она знает, как сильно я ее люблю.

Чему вы учите студентов ГИТИСа?

В первую очередь, быть хорошим человеком. Не выйдет хороший актер или режиссер из того человека, который вечно зол, недоволен, обладает мерзким характером. Это накладывает на него определенные рамки, делает человека зависящим. А это становится главной препоной на пути к творчеству.