Я не подозревал, что похож на серийного убийцу
Валерий Гаркалин, исполнивший роль афериста в «Ширли-мырли» и карточного шулера в фильме «Каталы» поделился с нами, что в нем есть от итальянцев и почему он уже два десятка лет не употребляет алкогольные напитки. Также он рассказал нам о нетворческих мечтах и о том, что режиссеры видят в нем либо убийцу, либо экстрасенса.
- Валерий Борисович известно, что вы любите долго спать, а что вас может заставить рано подняться с постели кроме работы?
- Наверно стремление жить и двигаться вперед. Я никогда не встану ради того, чтобы выпить чашку кофе с молоком и т.п. Думая об этом я наоборот, пытаюсь еще немного полежать в постели. Я не смотрю телевизор по утрам, причем принципиально. На сегодняшний день я не интересуюсь событиями, происходящими в мире. Новости стали представлять собой сильнейший поток негатива.
- Но вы часто приезжаете в Украину, где люди еще не успели отойти от проведенных выборов Президента…
- Дело в том, что мне не хотелось, бы выглядеть тем человеком, который кричит о своих политических убеждениях. Вообще хочу отметить, что политическая возня, которую называют выборы для меня нечто неприемлемое. Во время их проведения зачастую проявляются далеко не лучшие стороны человеческого характера. Причем это касается любого. По-моему это является неприродной конкуренцией, нездоровым интересом к недостаткам окружающих.
- Являетесь ли вы активным избирателем?
- Я могу сказать одно, если я осознаю, что мой голос действительно важен, то тогда я проявляю активность. Но если очевидно, что мой голос вряд ли что-то решит, то я предпочитаю проигнорировать процесс голосования. В последние годы именно так и происходит.
- Вы принимали участие в спектакле под названием «Мошенники», где вы совместно с Михаилом Ефремовым отправляетесь в Киев. Этот спектакль ставился по итальянским мотивам? А вы сами имеете черты характера, которые свойственны жителям Италии?
- Итальянцев можно назвать спесивыми, эмоциональными и страстными. Все черты, свойственные темпераменту итальянцев вы сможете увидеть во время моей игры на сцене, что касается меня в обычной жизни… Бывают моменты, когда я могу вспыхнуть в одну секунду, но думаю это характерно для каждого человека.
- Приходилось ли вам пользоваться своим именем известного актера?
- Иногда да, но я стараюсь этого избегать. Я думаю очень некрасиво использовать свое имя только потому, что я известен. Никогда не связываюсь с ГАИ, но бывают моменты, когда что-то нарушаю… Есть такие люди, которые не смотрят на мое имя и наказывают меня, так как наказали любого другого человека. Неприятно осознавать то, что некоторые люди, зная мое имя, стараются сорвать с меня еще больше. Не только гаишники так само утверждаются.
- Ваш опыт, как в театре, так и в кино можно назвать богатейшим. Но признайтесь честно, что вам ближе?
- На самом деле для меня кино и театр находятся на равных ступенях. В обоих направлениях нужно проявлять убедительность и любовь к тому, чем ты занимаешься. В театре я работаю дольше, но в кино мне приходилось играть с потрясающими партнерами, режиссерами по изумительным сценариям. Поэтому мне сложно разграничить по значимости эти два понятия.
- Не так давно фильму «Катала» исполнилось 20 лет с момента выхода на экран. В этом фильме вам досталась роль карточного шулера. Какую роль вы еще мечтали бы исполнить?
- Озвучив этот факт, вы посчитали, сколько лет я снимаюсь, хотя сам я об этом даже не задумывался. Мне не нравится отмечать какие-то даты. Может быть, кому-то будет сложно представить, но у меня нет мечты. Например, Гамлета я сыграл тогда, когда мне было уже за сорок. Отсутствие творческой мечты не означает, что у меня нет мечты, обладающей нетворческим свойством. Одной из них является мечта отдохнуть в каком-нибудь хорошем месте или совершить путешествие. Мои роли являются отражением реальности. Мне не нужно что-то специально подстраивать, они сами меня находят!
- Ваши слова означают отсутствие готовности шагать по головам людей ради получения желаемой роли?
- Совершенно верно. У меня отсутствует мания величия и комплекс неполноценности. Я не испытываю недостаток внимания от самых лучших режиссеров. На данный момент мне продолжают поступать предложения. Я реализую себя в достаточной мере.
- Валерий Борисович не обижайтесь, но ваша внешность является нестандартной. Скажите честно, это мешает вам в кинематографе или может быть помогает?
- Я не знаю, что такое нестандартная. У меня есть все то, что есть у каждого человека.
- Если вас увидеть один раз, то стереть ваш образ из памяти будет невозможно…
- Может оно и есть так… По-моему красавец Ален Делон нестандартный, а я не такой как он. Внешность не стоит для меня на первом месте. И я ни от одного режиссера не слышал каких-либо фраз по поводу моей внешности. В том случае, если какой-то режиссер отказывался меня принимать, то я понимал, что это не мое.
- Вас ведь искренне удивило то, что в фильме «Девять неизвестных» вам было предложено сыграть роль серийного убийцы? Вы ведь постоянно повторяли «А разве мы похожи?!».
- Съемками этого фильма занимался Александр Муратов, и он назначал меня на такие роли, о которых я даже и подумать не мог. Как то это была роль глупого экстрасенса. Хочу отметить, что этот фильм («Досье детектива Дубровского») получился достаточно интересным. Режиссеру удалось увидеть во мне маньяка, хотя я никогда не видел сходства себя и такого больного человека. Но, как известно, маньяков и не ловят только потому, что они слишком похожи на обычных людей.
- Как вам удалось вникнуть в этот образ для того чтобы роль в результате удалась?
- Мне не пришлось совершать насилие для того чтобы войти в эту роль (улыбается). Изучать основы психопатологии я также не стал. Конечно ради того чтобы превосходно сыграть свою роль можно на многое пойти, научиться ездить верхом или на лыжах, стрелять по мишеням и т.д. Но актер никогда не станет что-то изучать и тем более куда-то ходить для этого.
Задача актера состоит в том, чтобы сыграть суть того человека, которого будут видеть зрители. Для этого приходиться использовать собственный материал, свои душевные качества. Исполнять какие-то сложные трюки настоящий артист никогда не станет, ведь это серьезный риск испортить свои физические данные, поскольку они являются его визитной карточкой. Эти соображения не позволяют мне играть роли супергероев. Пусть каскадеры исполняют трюки, а мы актеры расскажем каков мир наших героев. Это наша прямая задача.
- Было ли для вас трагедией то, что вас посчитали комедийным актером, так же как и Крамарова, Демьяненко?
- На самом деле нет. Я люблю быть смешным, веселя публику. Именно так я стал востребованным. А трагедию можно найти всегда и во всем.
- Во времена студенчества вас можно было назвать типичным представителем студента-театрала, которые известны своими гулянками и любовными похождениями?
- Да, и считаю это вполне нормальным. В ночное время я пел песни, порою выпивал и, конечно же, любил! Мне даже в голову не приходило когда-то пожалеть об этом. Эти годы можно назвать одними из самых лучших на протяжении всей моей жизни.
- Вам ведь не сразу удалось поступить в ВУЗ, сначала пришлось отслужить и лишь, потом вновь попытать счастье. Что тогда помогло добиться поставленной цели?
- Сегодня я понимаю, что для всего наступает свое время. Можно ли говорить о том, что я верю в судьбу? Одно могу сказать с точностью, совпадений не бывает. Во всем нужно находить причинно-следственную связь.
- Можете ли вы согласиться с тем, что все то, что с нами происходит (в частности неприятные события) могут служить испытанием или наказанием?
- Я не могу с уверенностью ответить на поставленный вопрос. Меня не устроил бы ни один вариант, ни другой. Если начать рассуждать на эту тему, то возникает куча других вопросов, на которые очень сложно найти однозначные ответы.
- Приходилось ли вам задавать эти вопросы например после того как ушла из жизни ваша супруга или тогда когда вы сами чуть не умерли?
- Да, задавал. Но я повторяю, что ответы на данные вопросы никогда не смогут появиться. Стоит понимать, что наша жизнь не бесконечна, и она наполнена не только смешными и радостными моментами, но и трагическими. Как это ни печально, но людям приходиться терять близких и это будет продолжаться до тех пора, пока нас самих не станет. Все происходящее со мной я считаю данностью.
- Откуда вы черпаете силы для дальнейшей жизни?
- Единственное, что это может быть вообще — любовь. Я испытываю это чувство к своей дочери и к жене, которая так рано умерла.
- В своей квартире вы живете один?
- После того как моя жена Катя умерла мы стали жить с моей дочерью.
- Ваша дочь выросла, но среди ваших рассказов есть такой, который касается вашей заботы о дочке в раннем детстве. Вы могли сидеть с ней, купать ее и т.д. пока жена занималась какими-то делами. Сейчас вы испытываете потребность в проявлении заботы, например о своих внуках?
- Конечно! Но это зависит только от дочки, которой 27 лет и она могла бы уже давно подарить мне внука. Но я верю, что и для этого придет свое время. Дочь работает продюсером одного из известных коллективов. Она постоянно в работе и ей вряд ли укажешь, что и как делать.
- Если она так занята, то кому приходиться заботиться о вас?
- Я, к примеру, сам могу приготовить что-то…
- Неужели? А мне кажется, еще недавно вы утверждали, что ничем по дому не занимаетесь?
- И для этого пришло свое время…
- А не нарушили ли вы свой «обет», который длится на протяжении двадцати лет? Неужели вы во время празднования своего юбилея (55 лет) ничего не выпили?
- Нет, это обещание я не нарушал. Выпивка является дополнительным искусственным возбуждением, мне оно не нужно. Алкоголь меня не радует. Его употребление со временем может привести к злоупотреблению. Странно, но совсем недавно я исполнял роль скрипача, который начал спиваться. Но и во время исполнения этой роли я не стал пить с целью придания большей правдивости этого образа.
- Можно ли вас назвать придирчивым к сценариям?
- Я никогда не проявлял особую разборчивость. Получив сценарий, я начинаю его читать и это вполне понятно. Тот, который мне нравится, сразу становится поводом согласиться на роль, в противном случае я отказываюсь.
Но, даже вникнув в сценарий сложно сказать, будет ли он популярным. Артист не должен становиться оракулом, копаясь в сценарии, а должен идти и играть.
- И все-таки у вас наверняка существует планка, ниже которой вам сложно будет опуститься, например, снявшись в рекламе?
- Это не так, если мне предложат во время съемок рекламного ролика воплотить хорошую идею, то я соглашусь.
- А что вы можете сказать о съемке в эротическом кино? У вас ведь в коллекции есть такой спектакль, в котором вы совместно с Таней Васильевой предстаете в обнаженном виде…
- Я не считаюсь секс-символом нашего кино, поэтому меня не приглашают на такие роли. Я не могу восторгаться своими внешними данными. В связи с этим я вряд ли стану ожидать предложений о съемках в подобных фильмах. Только сумасшедшему режиссеру могло бы прийти в голову позвать меня на участие в эротике.
Во время упомянутого вами спектакля нами руководили совершенно иные соображения — их нельзя назвать сексуальными. Да и я сам лично не ставил перед собой цель — возбудить своим телом женщин, сидящих в зале. Моего героя можно назвать нелепым и даже комическим.
- Представьте, что вас вдруг перестали приглашать в кино. На кого вы будете рассчитывать в материальном плане?
- Если такое произойдет со мной, то я буду жить безо всяких средств к существованию. И это действительно так! Те, кто знает какова моя пенсия, поймут, что это не шутка. Если я вдруг решу пойти на пенсию и не зарабатывать больше никак, то мне придется умереть с голоду.
- На самом деле это страшное явление, когда миллионам советских актеров приходиться доживать свои дни в настоящей нищете.
- Я могу попасть в этот список, поскольку актеры это совершенно, социально не защищенные люди. Это печально и я не хотел бы об этом говорить…
- Ладно. Давайте о другом. На протяжении всей жизни вы были в окружении красивых партнерш.
- Эту ситуацию можно назвать потрясающей. Нам, артистам, приходиться сталкиваться с толпами прекрасных женщин. Я отношусь к романам на службе отрицательно. Среди моих коллег таких случаев немало, но это не для меня. Я изначально разделил эти совершенно разные части. Друзья созданы для дружбы, и лишь любимые для любви. И это не должно никоим образом распространяться на работающих с тобой вместе.
- Но вы ведь дружите с Сергеем Бодровым, который является вашим, крестным отцом (снял «Каталу»)?
- Да мы дружим уже давно, с тех самых пор… Мы склонны поддерживать друг друга в различных сложных ситуациях. К сожалению, нам не удается часто созваниваться и тем более видеться. У каждого своя жизнь… Но вот недавно Бодров приезжал в Москву и мы встречались.
Во время съемок рядом с Валерием Гаркалиным были такие женщины как Вера Глаголева, Ольга Дроздова и Инна Чурикова, однако актер продолжал подчеркивать, что единственной женщиной для него является только его Катя. Со своей будущей супругой он познакомился во времена студенчества. Тогда Гаркалин репетировал в Театре кукол, Образцова, а девушка пришла туда в качестве преподавателя. Молодой актер был покорен ее умом и привлекательностью.
Влюбленные сыграли свадьбу и прожили в браке больше тридцати лет. Вскоре у молодоженов родилась дочь (1983 год), которую назвали Никой. Семейное счастье Гаркалина было предметом зависти окружающих, которые постоянно отмечали, что они даже не ругаются, а если и делают это, то быстро мирятся.
Во время нахождения на гастролях за границей Гаркалину пришлось перенести очень тяжелый инфаркт (2008), следом последовал еще один. На протяжении этого периода супруга не отходила от Валерия ни на шаг. Позже друзья стали говорить о том, что это именно ей удалось вытащить мужа с того света. В прошлом году (февраль) жена Гаркалина умерла, причина — онкология.
Гаркалин говорил о том, что он и жил только ради нее, а теперь ему приходиться жить ради сохранения памяти о своей любимой женщине. Он говорит, что будет жить до тех пор, пока в его памяти будет ее голос, смех и.т.д.