Спектакль «Гамлет»

На сцене театра имени Станиславского состоялась премьера нового спектакля Дмитрия Крымова. Талантливый сын великого Анатолия Эфроса без сомнения унаследовал от отца амбициозный характер — на этот раз он замахнулся на пьесу легендарного Шекспира.

За плечами сценографа Крымова внушительный стаж работы в театре и более 80-ти успешных спектаклей. Казалось бы, чего еще желать. Однако Дмитрий Анатольевич решает пойти на неоправданный риск — он выбирает самое известное и, можно сказать, уже порядочно затасканное произведение великого писателя — «Гамлета», и ставит по нему спектакль в совершенно новой интерпретации. В этом случае это было смело, поскольку существовала весьма большая вероятность провала.

Но театр, как живой организм, живет, функционирует, диктует свои правила, а актеры и постановщики всего лишь подчиняются им. В этой новой версии «Гамлета» многое воспринимается по-другому. Один только перевод Андрея Чернова внес свежие ноты в давно знакомые мелодии древних фраз. В отличие от своих коллег, переводчик переводил со староанглийского языка, ведь именно на нем изначально была написана эта пьеса. Сама постановка этого спектакля в корне отличается от всего того, что было раньше. Здесь доминирует благородный черный цвет — вся сцена затянута черной материей, лишь на заднике имеются две прорези (квадратная и вертикальная). В них в начале и в конце представления бушует снежная метель. Персонажи одеты в черные одеяния. Все атрибуты так же выполнены в черном цвете — черные венские стулья и т. д. Вот так, все стильно, выразительно в эмоциях, но скупо в оттенках.

Весь мир — это театр, а люди в нем актеры. И «Гамлет» Крымова начинается с указаний, которые принц Датский дает актерам в спектакле — своим верным партнерам в океане жизни: «Вспоминайте, как я вас учил. Даже когда эмоции зашкаливают, вы должны соблюдать меру. Любое, даже самое меткое слово теряет свой смысл, если не подкреплено действием. Театр — всего лишь зеркало, в котором в преломленном свете отражается наша действительность». Постановщиком спектакля, который мы хотим посмотреть, является сам Гамлет.

Именно поэтому свои монологи он адресует Офелии, но не себе. Ей он жалуется на Гертруду. Здесь играют постановку «Убийство Гонзаго», которую превращают в гротеск. Здесь знаменитый монолог «...что ему Гекуба» Гамлет зачитывает вместе с Горацио, Гильденстерном и Розенкранцем. Здесь Офелия (Ирина Гринева) предстает нежной и в то же время сильной женщиной.

Свой самый сильный монолог «я загнан в угол, как последний скот...» Гамлет обращает в напряженную темноту зрительского зала. Слова, поза, взгляд его полны отчаяния и напоминают плач раненного зверя. В этом последнем обращении заключен весь смысл спектакля. Как говорит Крымов, в жизни есть вещи поважнее этой самой жизни, и чтобы это понять, приходится многим пожертвовать, пройти через боль и испытания, преодолеть свои страхи.

Главная причина успеха «Гамлета» — сам принц Датский, ключевая фигура спектакля. Валерию Гаркалину удалось блестяще справиться со своей задачей и сыграть в новой постановке именно так, как того требовали новые условия. Этого знаменитого актера театра и кино поклонники больше привыкли видеть в комедийном амплуа. Теперь же Валерию предстояло полностью разрушить этот сложившийся шутовской образ, сыграв главную роль в трагической пьесе. Николай Волков в роли Клавдия и Призрака сразил всей наповал непредсказуемостью и эмоциональностью своей игры. В сцене с молитвой отчетливо звучит грустная ирония над самим собой. В тихом голосе ясно ощущается вибрация сдерживаемой силы, пылающий огонь страстей, и вместе с тем глубокая безнадежность. Наблюдая за его страданиями, зал, как ни странно, начинает сопереживать убийце.

В день премьеры тысячи телезрители прильнули к экранам своих телевизоров, почти физически ощущая реальность этой трагедии, разыгрываемой на сцене. Это не вымысел, это правда жизни, ограниченная рамками одного спектакля и рассказанная актерами.