Toyota Corolla, Mitsubishi Lancer: На космодром!
Позади еще несколько месяцев жизни редакционных «Тойоты-Королла» и «Мицубиси-Лансер». Нетерпеливые читатели торопят — когда же будут новые публикации? На одометрах «японцев» чуть более 30 000 км, только что сделаны последние ТО, и мы, склонившись над атласом дорог, обсуждаем куда «навострить лыжи».
То, что едем на север — решено. Но вот в каком направлении? И тут в редакцию приходит необычное приглашение: посетить космодром «Плесецк», дескать, познакомимся, посмотрите, как живем. А что? Заманчиво! Хотя сомнения, конечно, есть. Что там увидишь? Небольшой городишко, тайга, разбросанные на многие километры стартовые площадки да нехитрый солдатский быт. И все же любопытство пересиливает. Решено: в преддверии Дня защитника Отечества едем знакомиться с главной космической гаванью страны. Маршрут не сложный: с архангельской трассы за Вельском надо свернуть на Няндому и Каргополь, а затем по указателю «Плесецк 176 км». Местные, правда, предупреждают о поганеньком грейдере в завершающей части пути, но в зимнее время он должен быть вполне пригоден для «нежных» иномарок. Что же, посмотрим, нам подобные сюрпризы не впервой.
Но перед стартом небольшой экзамен, предусмотренный программой редакционных испытаний.
В морозильнике
Да, да, не удивляйтесь. Север севером, но тридцатиградусный мороз редкость даже там. Поскольку синоптики в запланированные сроки глубокого похолодания не обещают, загоняем машины в уже знакомую читателям аэроклиматическую камеру КЭИР АМО «ЗИЛ».
И вот парочку, обвешанную термопарами, обдувает ледяной ветерок. На экране монитора столбцы цифр: температуры воздуха, «Тосола», масла в двигателях и электролита в аккумуляторных батареях. Первый этап — минус 25°С. Чувствую, что волнуюсь, хотя машина проверена. Да и коллега весь подобрался — на последнем ТО свечи на «Тойоте» не меняли, дескать, работоспособны.
Бодро зажужжал стартер «Короллы»: секунда, две, три, наконец, первые вспышки и на пятой мотор уверенно заработал. Теперь очередь «Лансера». Стартер как-то лениво страгивает маховик, но мотор откликается практически мгновенно.
Перед следующим экспериментом — небольшое совещание. Дело в том, что в «Королле» моторное масло SAE 5W40, а в «Лансере» — 0W40. И это, естественно, повлияет на пусковые свойства машин. Решаем морозить «Тойоту» до —28°С, «Мицубиси» эту точку пропускает, рискнув сразу пойти на —30°С.
Еще сутки холода... Эту пытку «Короллы» испытатели оценивают как критическую. Мотор все же завелся, но стартер работал 9 секунд, да и напряжение в бортовой сети в момент пуска упало до 8,7 В. Конечно, можно экспериментировать и дальше, но желательно заменить масло и свечи. Тогда двигатель, скорее всего, преодолеет 30-градусный рубеж. Нашей программой испытаний этого не предусмотрено, ведь машина должна эксплуатироваться на том, что предлагает официальный дилер.
«Мицубиси» остается в одиночестве. И вот долгожданные минус 30°С. Чувствуем, стартеру тяжело неимоверно. Проходит секунда, третья, пятая... Ну! На седьмой появились первые вспышки, и наконец на десятой мотор заурчал. Победа?! Добыта она из последних сил: напряжение 7,8 В, да и обороты двигателя в момент пуска всего 90, вместо желаемых 100—130. И тут вездесущий фотограф обращает внимание на лужицу масла, вдруг появившуюся под мотором. Что это? Беглый осмотр показал — потек масляный фильтр. Где именно, не понятно, поэтому отправляемся в ближайший фирменный сервис. Там по гарантии меняют давшую слабину деталь. В путь!
Космические войска
Позади тысяча с лишним километров, из которых половина — отшлифованный до зеркального блеска лед, местами присыпанный песком. Машины выдержали, хотя их немного и потрепал стокилометровый грейдер под Плесецком. Здесь водителю «Лансера» вновь пришлось уворачиваться от колдобин, сбивая заданный «Короллой» темп. Тем не менее добираемся без потерь и, что особенно важно, вовремя. Невзирая на морозец и пронизывающий ветерок нас ждут. Оказывается, Плесецк — это не главное, территория космодрома начинается дальше, после строгого КПП и стелы с бесхитростным названием Мирный. Светло, чисто, уютно. Люди, окружившие машины, смотрят с неподдельным интересом. И вопросы, вопросы, вопросы. Через несколько минут дорожной усталости как не бывало, настолько интересным оказалось общение.
На следующий день их черед делиться секретами профессии, а нам, открыв рты, восхищенно покачивать головой при виде масштабов созидаемого. Думали-то как — ткнут пальцем в лес, дескать, вот отсюда и покоряем космос. На деле все оказалось куда серьезнее, с неожиданным размахом и развитой инфраструктурой. Мы увидели, как увлеченные люди делают трудную, кропотливую, но весьма интересную работу. Любой рассказ начинается со слов: «А какой у нас замечательный, современный, огромный...». Уезжать не хотелось, настолько гостеприимным оказался этот городок.
Но вот лента дороги раскручивается в обратном направлении, пора и о машинах.
Тридцать — не возраст...
...но без потерь не обходимся. «Тойота-Королла» по возвращении из Екатеринбурга недолго радовала безупречностью. Некоторое время назад в передней подвеске раздался лязгающий звук. Сначала грешили на «резинки» стабилизатора, но стук прогрессировал. Пришлось отправляться на диагностику. Левая амортизаторная стойка на 70% растеряла демпфирующие способности. На «тойотовском» сервисе диагноз никого не удивил. Подобный дефект встречается. Стойку поменяли по гарантии; остальное без замечаний.
«Мицубиси-Лансер» данный рубеж преодолел по стандартной схеме: фильтры, масло и обязательная замена тормозной жидкости. Дополнительно проверили подвески, углы установки колес и системы двигателя на мотор-тестере. Последнюю процедуру сочли необходимой перед морозильной камерой — мало ли что.
Кроме свечей зажигания, все оказалось работоспособным. Даже амортизаторы, по ощущениям уже частично подрастерявшие былую упругость, продемонстрировали 62—64% остаточной энергоемкости спереди и 63—67% сзади. Так что и «Лансер» держится молодцом.
Интересно, но на первый взгляд этот «японец» дороже в обслуживании. Однако скрупулезный подсчет затрат на ТО показывает: словно сговорившись, автомобили расходуют редакционные деньги «ноздря в ноздрю», не позволяя выделить транжиру.
А вот по среднему расходу топлива «Королла» небольшой, но все же лидер. В нашем зимнем пробеге она «съела» 7,8 л/100 км против «лансеровских» 8,0 л/100 км.
Итак, дружественный визит «японцев» на космодром успешно завершен. Особых хлопот автомобили не доставляют. Так бы и дальше!