Гаркалин и Прокофьева работают на крыше
Когда Борис Грачевский на съемках, это означает, что скоро на экран выйдут свежие выпуски «Ералаша». Однако недавно все поменялось — выпуск любимого киножурнала временно приостановили, а команда его создателей трудится над первой полнометражной кинолентой Грачевского «Крыша».
Много съемочных дней нового фильма прошло на главной ералашевской площадке — в школе, где снимают все мини-истории. В соответствии с сюжетом картины, здесь учатся главные героини — двенадцатилетние Светка (играет Маша Белова), Ленка (играет Анфиса Черных) и Дашка (играет Соня Ардова, дочь Анны Ардовой). Маму Ленки играет Мария Шукшина, она также является директором этой школы.
На сегодняшний день назначены съемки квартиры героини Шукшиной и ее киношного супруга Валерия Гаркалина. В квартире должно происходить застолье. У хозяйки будут гости в исполнении Ольги Прокофьевой и Артема Артемьева. Они уже на месте. Но вот Мария пока отсутствует. Поймав взгляд режиссера Грачевского, Прокофьева со значением кивает на часы. «Конечно, Оля, я все помню, в 4 часа отпускаем тебя», — отвечает он.
«Давайте, может, без платья репетировать! — из глубины квартиры возникает взволнованная Шукшина, одетая в халат. — Никак не могут на нем складку разгладить!» «Ну, давай еще пять минут. Если не получится, значит, без платья», — предлагает компромиссное решение режиссер. Пока в другой комнате идет глажка, он успевает рассказать, что данное кино по жанру с «Ералашем» ничего общего не имеет. «У нас в школе случались очень жестокие сцены. Вы бы видели, как эти девочки дерутся! Ужас. Вне школы тоже происходят конфликты. Поссорившись, девочка со слезами убегает на крышу. Сцену мы собираемся снимать в Сергиевом Посаде. В финале — они с подругами стоят на краю…».
На съемочную площадку приходит Шукшина, причем уже в образе — директор до кончиков ногтей. Усаживается на место, дает распоряжения: «Очень душно, можно постановщиков попросить открыть окно. Ну что, репетируем?» Бориса Грачевского Мария знает с детства. Он много раз звал ее сниматься в «Ералаше», но все не складывалось.
Потому насчет роли в фильме «Крыша» никакие отговорки уже не принимались. С другой стороны, Марию отрицательный характер ее персонажа увлек, едва она прочитала сценарий. Ни проходит и дня, чтобы режиссер не подошел к актрисе со словами: «Как же я правильно поступил, что тебя выбрал, какой же я все-таки молодец!». Сегодняшние съемки не стали исключением. Дубль, другой, третий. «Вот она магическая сила выглаженного платья Марии Васильевны!» — радуется режиссер удачным кадрам.
«Секундочку, Анфиса весь салат скушала!» — подают сигналы бедствия реквизиторы. «У ребенка отличный аппетит. Не придирайтесь к ней. Что она еще успела в этой жизни увидеть?» — отмахивается режиссер. Бегут за добавкой, а двенадцатилетняя актриса признается, что «это кино смогло ее уже всему научить»: «И алкоголь я по сюжету попробовала, и в затяг курила, и заплакать теперь смогу по команде…».
А Шукшина, времени зря, не теряет, пытается довести киношное застолье до идеала: «Боря, когда мы бокалы поднимаем, на столе начинает трястись фруктовая ваза. Вдруг, что случится. Давай для равновесия апельсинов доложим?» Наконец, каждый продукт находит свое место. Но репетицию очередной реплики прерывает внезапное вторжение Гаркалина (который в этой сцене участия не принимает) со словами: «У меня пропал мой текст». «Маша, убей, пожалуйста, кого-нибудь!» — страшно вращая глазами, обращается режиссер к авторитету. «Я уже умер!» — кается Валерий из кухни, в которую он поспешно ретировался.
«К сожалению, у меня здесь немного съемочных дней. По определенным обстоятельствам не могу много работать — перенес недавно клиническую смерть, вызванную двумя обширными инфарктами, — с обаятельной улыбкой рассказывает Валерий Борисович о серьезных вещах. — Согласился, потому что съемочным процессом руководит мой старый друг. Мы с Ольгой Прокофьевой тут как-то обсуждали, что вопрос, «какого героя играть» для нас на сегодняшний день уже и не так важен, как, наверное, для молодых актеров. А ты смотришь, в первую очередь, с кем надо будет работать, с кем надо будет делить это помещение, эти трудности…».
На площадке прошло объявление о перестановке для следующего кадра. Актеры скучковались около режиссерского монитора и смотрят отснятые куски. «Замечательно сыграла Маша. А Прокофьева — кое-как! Ты же можешь это! Соберись», — сладким голосом дразнит коллегу Гаркалин. «Отлично. Даже Артемчик, видите, с каким чувством играет плечом», — Грачевский от удовольствия потирает руки. И в тему вспоминает случай из собственной биографии. Выясняется, что его фильмография начинается с киносказки «Варвара-краса, длинная коса». Будущий режиссер играл ту самую руку с когтями, которая из тазика грозит царю: «Должок!» Детей она завораживала. Какой-то там Фредди Крюгер!? А Артемьев на весь день получает почетное имя «артист плеча».
Ничего удивительного в том, что серьезная картина снимается с шутками-прибаутками, это обычное дело для кино. В итоге, разумеется, все веселье останется за кадром, а зрители должны будут увидеть остросоциальную драму про конфликты современных детей и отцов. Проект финансирует государство.
Правда, самому режиссеру на гонорар денег уже не хватило. У журналистов постоянно возникает вопрос, почему кино-то получается такое нерадостное? Борис Грачевский отвечает, что не в этом дело. «Существует еще другая половина меня, которую раньше никто не видел. Я ведь сочиняю очень грустные рассказы и стихи. Однако это не мешает мне любить анекдоты и смеяться».