Отношение к жизни ничего не определяет
Как известно, Валерий Гаркалин является не только комедийным актером, но и работает художественным руководителем мастерской эстрадного факультета РАТИ.
С детства Валерий хотел стать артистом и никакая другая профессия его не прельщала.
Сам по себе, актер — очень яркий, веселый и жизнерадостный человек. Однако на вопросы всегда ли он был таким, и нравятся ли ему розыгрыши, отвечать не хочет. Валерий говорит, что в детстве у него была такая же жизнь, как у остальных, и он испытал все, что испытывают все — радость, огорчения, несчастья и счастье. Он добавил, что жизнь состоит не только из розыгрышей, да и сама по себе не всегда бывает такой уж веселой.
Время выбирать профессию пришло сразу после школы, и именно тогда Валерий всерьез решил стать актером. От своих намерений он ни разу не отказался и сейчас очень сложно поверить в то, что практически все актерские вузы, куда он подавал документы, категорически не хотели принимать его. Везде Гаркалин слышал одно и то же: «несоответствие внешних и внутренних данных актерской профессии». Тогда он решил поступать в Музыкальное училище им. Гнесиных, а точнее — на факультет кукольного искусства. В театре Образцова он работал в студенческие годы, после чего перешел в ансамбль «Люди и куклы». Через некоторое время ансамбль перестал существовать, так что Гаркалин решил вернуться в Москву и поступить в труппу театра Образцова.
Стоит отметить, что перехода от актера кукольного театра к выходу на сцену уже артистом, не было, так как поставленные задачи одни и те же, и не подвержены никаким изменениям. В любом случае, нужно играть убедительно, и даже если на сцене стоит ширма, за которой находится актер, нужно играть не только убедительно и не фальшивить, но еще и так, чтобы люди, сидящие в зале, прочувствовали всю энергию. Но не стоит забывать и про пластику, ведь через нее тоже можно передать многое. Важно правильно вести куклу, которая должна представлять какой-то интерес и ожить в руках актера. Гаркалин отмечает, что это даже интереснее, чем просто выступать на сцене, а актер театра кукол — это более интересная профессия.
Для актера именно этот период был одним из самых счастливых, если смотреть с точки зрения профессии. То, что было после этого — карьера, которая мало чем отличается от карьеры других драматических артистов или же актеров кино. Но именно работая в театре кукол, можно было столкнуться со многими неожиданными ситуациями, да и судьба в любой момент могла резко измениться.
Самое сложное здесь было, признается актер, — оживить куклу: это под силу далеко не каждому. Самым же любимым его спектаклем здесь был «Волшебная лампа Алладина», в котором Гаркалину досталась главная роль, и запомнил ее очень хорошо. Поначалу никак не получалось ее сыграть так, как требовалось, но со временем все стало получаться. Сама роль очень интересная, да и сказка не русская народная, а арабская. Здесь много не только необычных и неожиданных поворотов, но и различных проявлений новых граней характера человека и различных типажей.
То время, когда актер стоял за ширмой, прошло, и сейчас он выходит на сцену к зрителям. При этом все его считают именно комедийным актером. Сам Валерий Гаркалин говорит, что так оно и есть. Конечно, он работает не только в драматическом направлении, но еще и в эксцентрике, так, что такое выражение будет точнее, чем просто сказать, что он — только драматический артист.
Гаркалин играет роль в спектакле «Бумажный брак», в котором роли исполняют Елена Яковлева и Даниил Спиваковский. Все роли Виталия создают впечатление, что по жизни он такой же веселый человек, как и все персонажи, которых он играет. Несмотря на то, что все его персонажи постоянно попадают в смешные жизненные истории, сам актер считает, что человек не может быть только веселым или только грустным. Сама по себе жизнь очень парадоксальна, так что бывают и веселые, и грустные моменты. И человек также сталкивается с радостью, грустью, трагическими моментами и даже непредсказуемыми. Что касается разделения людей на веселых и грустных, то, по мнению Гаркалина, это совсем неправильно.
Он добавляет, что говорит именно об отношении к жизни в целом. Так, если одни могут все легко пережить, отнестись ко всему с юмором и в любой ситуации найти что-то положительное, то другие могут даже из незначительной проблемы сделать целую трагедию или же вовсе замкнуться. Конечно ,это не значит, что человек, порезавший палец, начнет веселиться и шутить: в первую минуту ему больно, как ни крути. Однако, пройдет немного времени и он сможет рассказать эту ситуацию как анекдот, а другой же добавить ей трагичности. Актер добавляет, что любому человеку бывает больно, так как жизнь диктует одни законы для всех, и все они очень непросты.
Конечно, дело не в отношении к самой жизни, ведь оно, по сути, ничего не определяет. Именно поэтому, одно и то де событие все воспринимают по-разному, и это нельзя назвать не парадоксальным. Актер убежден, что ко всему нужно правильно относиться. Так, если случился ожог, то и относиться к нему надо соответствующе, а не начинать веселиться или впадать в депрессию.
Как известно, Гаркалин играет в спектакле, поставленному по пьесе Островского «Наливные яблоки, или Правда хорошо...» который собирается ехать в Израиль.
Краткого содержания актер рассказывать не хотел, а просто рассказал о том, какая замечательная труппа собралась туда ехать. В основном, в ней актеры, выступающие в Театре им. Маяковского. Среди них Ольга Прокофьева, Татьяна Орлова, Роман Мадянов. Сам спектакль можно назвать антрепризным и труппа посетила множество городов России с гастролями. Первый раз спектакль поставил Андрей Александрович Гончаров, и ему помогали ученики. Современную же пьесу можно назвать продолжением той постановки. Конечно, прошло достаточно много времени, ученики выросли, а Гончарова давно нет с нами.
Сейчас спектаклем занимается Роман Мадянов, а сам актер считает, что эта постановка является шедевром признанного мастера, который продолжает жить, и по сей день, а увидеть этот спектакль должен каждый, ведь это уникальная возможность. К тому же, здесь играют замечательные актеры.
Спектакль был полностью восстановлен, и он до мельчайшей детали повторяет тот, что был поставлен Гончаровым еще в советское время. Не было вырезано ни одного слова или реплики, а также сохранились все сцены. Гаркалин уверяет, что спектакль не подвергся никаким изменениям и остался именно в том виде, каким его создал мастер. Что касается Островского, то в постановках по его пьесам мечтает играть каждый актер, так как это доставляет ни с чем несравнимое наслаждение.
Тем не менее, актер согласился рассказать историю, которая произошла на одной из репетиций и немного рассказать, как проходила сама подготовка:
Все требовалось сделать как можно быстрее, так что вся постановка была восстановлена так быстро, как это только возможно. Здесь помогал Роман Мадянов, который был знаком со спектаклем и знал о нем практически все. Гаркалин говорит, что когда он впервые вышел на сцену и начал репетировать, то сложилось ощущение, что сама постановка очень старая, да и играет он здесь не первый раз — настолько сильно проник в душу актера восстановленный спектакль.
Конечно, все работы производились максимально быстро, а о профессионализме, и говорить не стоит. Больше актер не хотел рассказывать никаких подробностей, сказав, что зритель сам все увидит и прочувствует. А посмотреть данную постановку стоит именно потому, что она сама по себе замечательна, ею руководит прекрасный режиссер, а играют не менее прекрасные артисты.
Актер часто бывает в Израиле и на вопрос как он к ней относится, отвечает, что она воистину велика, потому что в ней есть Бог. В заключение беседы Валерий Гаркалин пожелал всем крепкого здоровья и долгих лет, так как это самое главное, что стоит желать любому человеку, и это единственное, что дано не всем. Тем не менее, в здоровье нуждается каждый, и тем более это относится к такой прекрасной и солнечной стране как Израиль.