Горе помогает нам не быть самовлюбленными
Несколько лет назад актер пережил сильнейшее потрясение — сначала с ним случился инфаркт и клиническая смерть, и в то время как он только попытался встать на ноги, случилось второе потрясение — умерла его жена Екатерина. Но актер выкарабкался и нашел в себе силы продолжать жить дальше.
Как-то Валерий заявил, что все мы живем под рукой у Бога, который всюду направляет нас и не позволит никому обидеть. Учитывая все события, которые Валерий пережил, он не поменял своих взглядов на жизнь. Он считает, что в мире есть некий Промысел, да и законы мироздания диктуют свои правила. Все дело в том, как относиться к этому.
Конечно, сейчас у Валерия далеко не самый счастливый период в жизни, так как он сам чуть не ушел из жизни и потерял жену. Конечно, это заставило посмотреть на многие вещи совеем под другим углом, но актер говорит, что это все временно, так как уверен, что одно чудо должно сменять другое: если что-то и заканчивается, то обязательно начнется что-то новое. Валерий надеется, что история его жизни по-прежнему не закончена.
На вопрос о том, как можно преодолеть страшные моменты жизни и при этом не сломаться, актер отвечает, что рано или поздно придется испытать горе. Это неизбежный опыт для каждого человека, но он очень важен. Именно за счет страданий человек обогащается и становится мудрее и добрее. Конечно, это может звучать кощунственно, но именно горе не дает человеку стать самовлюбленным поддонком — говорит Гаркалин. А горюет человек не потому, что кто-то ушел из жизни, а по самим себе.
Здесь очень важно остановиться вовремя и прекратить постоянно жалеть себя. Конечно, ничего до конца никогда не пройдет, а с годами станет только острее. Актер говорит, что с тех пор, как жены не стало, он ни на минуту не смог прекратить думать об этой утрате. Чувство это никуда не девается и именно оно делает актера несчастным. Однако, он помнит все счастливые моменты, которые они пережили вместе с Екатериной. Здесь он отмечает, что если бы в его жизни не появилась Екатерина, то, скорее всего, сейчас он был бы куда более несчастным.
Сейчас Гаркалин преподает в ГИТИСе, однако, раньше он даже и не думал становиться преподавателем. Сам актер говорит, что такое решение пришло очень неожиданно, но сейчас он безгранично рад этому, так как профессия дала ему смысл продолжать жить дальше. Вскоре он понял, что профессия актера — это не сама жизнь, а только ее часть. Валерий говорит, что все лучшие годы своей жизни посвятил работе, которая отняла большое количество и энергии, и сил. Все изменилось тогда, когда к нему пришли студенты: он неожиданно понят, что это может быть самой жизнью.
Его дочь Ника уже выросла и скоро выйдет замуж — сейчас у нее неплохо складываются семейные отношения. Конечно, отец и дочь любят друг друга, но видеться получается не так часто, как хотелось бы. Зато, говорит актер, у него есть студенты. И каждый раз он отмечает, что из года в год они изменяются не только внешне, но и внутренне. Конечно, здесь есть некая мистика, ведь самому приходится становиться непосредственным участником всех изменений: «Трудно быть богом».
Есть такое убеждение, то все самые лучшие комики были мрачными, злобными и крайне неприятными людьми. Гаркалин же очень добрый и веселый. Он говорит, что терпеть не может делить людей на веселых и грустных: все эти состояния могут поместиться в одном человеке. Конечно, каждый переживает период своей жизни, когда относится к миру достаточно мрачно, а после этого наступают периоды, когда и жизнь налаживается, и отношение меняется в лучшую сторону. Валерий рассказывает, что когда они посетили санаторий «Актер», в котором часто отдыхал Евгений Павлович Леонов, то все время был у берега, мрачно мерил землю шагами и не было никакого настроения. Сейчас же ему кажется, что тогда был период, когда веселым быть не хотелось. Конечно, все это условно.
Полгода назад актер был в ЦДЛ в то время, как в ресторан неподалеку заглянул Пьер Ришар. Продюсер Гаркалина познакомил их: «А вот это наш русский Пьер Ришар!» — именно так представили Валерия. Актер посмотрел на него испуганно, и было видно, что подумал что-то не то. Сам Валерий отметил, что Ришар не производит впечатления комика, так как постоянно серьезен, и больше напоминает клерка, которого жизнь не раз бросала. Конечно, говорит он, что все эти эмоции поверхностны. Ведь как только Ришар начинает играть, то сразу у него появляется какое-то обаяние, которое и расставляет все по своим местам.
С современным кинематографом актер не очень хорошо дружил в последнее время, да и практически не снимался. Не так давно ситуация немного изменилась: Виктор Иванович Мережко представил новый сценарий «Дед Иван и Санька», где Гаркалину предложили сыграть главного героя. В настоящее время картина снимается в Петербурге, и сам актер несказанно этому рад, так как работать с таким человеком, как Мережко — чистое удовольствие.
Валерий добавил, что считает его одним из самых лучших кинематографистов нашего времени. К тому же, режиссер этой картины — сын Виктора — Иван Мережко. Он первый раз берется за серьезную картину, но все схватывает на лету и все понимает — сейчас такое редко у кого встретить можно: актер говорит, что на большинстве съемочных площадок чувствуется какая-то беспомощность.
В картине он играет деда. А на вопрос о том, собирается ли он сам становиться дедом, отвечает, что его дочери уже 28 лет, она успешно закончила ГИТИС по профилю искусствовед. После этого она начала работать с Владимиром Панковым в студии «Саунддрама», и они постоянно ставят свои постановки вместе с иностранными коллегами. Ника является продюсером. Что касается того, чтобы стать дедом — говорит актер, то ему эта идея по душе, ведь им очень хочется стать. Он говорит, что у Татьяны Васильевой много внуков, но все они называют ее «Таня», но никак не бабушка. Конечно, хоть она и стала бабушкой, но не хочет быть ею. Однако Валерий мечтает стать дедушкой не только фактически, но и прочувствовать все максимально полно, ведь это значит, что жизнь перейдет в совершенно новую стадию.
Валерий бросил курить, но это никак не связано с тем, что сейчас проводится активная борьба с курением. Дело в том, что он чуть не умер из-за никотина. Как только все близкие узнают, от чего умер их родственник, то первым делом говорят: «Вот если бы знать вовремя и устранить ее!».
Как известно, у актера был инфаркт, который повлек клиническую смерть — он был мертв две минуты — сердце не билось, он не дышал. Все дело именно в атеросклерозе: все коронарные сосуды практически полностью были закупорены, в результате чего сердце перестало получать приток крови. Причиной такого состояния стал именно никотин, который и закупорил проход.
Когда актера вернули, и он все узнал, то решил сделать правильные выводы. Именно тогда Гаркалин понял, что если продолжить курить, то жизнь может оборваться в любую секунду. Сейчас же он советует всем тем, кто хочет жить долго, чтобы бросали курить и не доводили все до предела.