Телеинтервью на канале СТС
Тина Канделаки: Сегодня у нас в гостях Валерий Борисович Гаркалин. Здравствуйте, Валерий Борисович!
- Здравствуйте!
- Когда мы с вами встретились, только что прошел «Оскар». Валерий, если бы вас сейчас награждали какой-нибудь достойной премией, как вы думаете, за что вас следовало бы наградить? Может у вас есть какая-нибудь последняя, самая значительная роль? Может есть какой-то иной вклад в развитие кинематографа?
- Это по поводу от чего я бы расплакался?
- Ну, это по поводу денег, мы же уже решили.
- Действительно, деньги еще способны вызывать во мне искренние слезы.
- Маленькие…
- Не знаю, большие или маленькие. Знаете, с той поры прошло немало времени, и это уже не вызывает грусти, скорее, улыбку. Когда вышел фильм «Ширли-мырли», в этот год «Ника» тоже вручалась за достижения отечественными кинематографистами. Так вот, картина «Ширли-мырли» не фигурировала ни в одной номинации, как будто ее вообще не существует!
- И что в итоге?
- А в итоге в свет вышли какие-то затрапезные фильмы, и их было совсем немного. В то время, почему-то вообще не было достойных фильмов.
- Все же бывает, что появляется какой-то фильм, который имеет немалую популярность у зрителя, но не вызывает особого восторга у профессионалов.
- Да, такое бывает. Самое интересное, что с фильмами Владимира Меньшова такое случалось не раз.
- Взять хотя бы популярную картину «Зависть Богов». Фильм очень хорошо приняли в народе, но критики его разнесли в пух и прах.
- Да много таких фильмов! Кстати, всеми любимая картина «Москва слезам не верит» тоже попала в этот печальный список.
- Вот это вообще удивительно! Даже трудно в это поверить!
- По-моему мнению пусть уж лучше критикуют, чем обходят полным молчанием. Если о фильме не говорят, значит, его просто не существует, а это самое плохое, что может случиться.
- Интересно, почему так получается? Неужели то, что делает Меньшов, считается попсой в мире кинематографа?
- Я бы так не сказал. «Ширли-мырли» вызвал немало споров, но как бы там ни было, в народе он пользуется небывалым успехом. Многие, завидев меня, начинают разговаривать цитатами из этого фильма.
- И не только из этого. У вас же много подобных картин. Скажите, когда вы идете по улице, какие фразы вы слышите от людей?
- Вы не поверите, но цитируют только «Ширли-мырли». Из этого я делаю вывод, что если фильм пробрался в массы и его полюбили, его начинают дербанить на части, заимствуют фразы, которые в дальнейшем становятся крылатыми. Это верный признак того, что кино удалось.
- Выходит, что именно за «Ширли-мырли» вас следует удостоить какой-нибудь значительной наградой?
- Наверно. Но думаю, что премия полагается не мне, а скорее пиратам.
- А почему не вам? Что это еще за неожиданное проявление скромности? Разве это такое уж необходимое качество для артиста? Почему-то многие известные люди вдруг начинают ни с того, ни сего скромничать, и порой к этому просто не знаешь, как относиться. Вот совсем недавно у меня в гостях побывал Валерий Баринов. Вот вам сейчас сколько лет?
- 51 год.
- Ну так вот. Он на десять лет старше вас. Я его спрашиваю: актеров вашего поколения уже принято признавать хорошими, или великими… На что он мне отвечает: «Я считаю себя хорошим профессионалом. Я хороший актер…» Я его спрашиваю: «А считаете ли вы себя великим? Ведь ваше поколение училось у великих, а теперь вы сам преподаете…».
- Вы все правильно говорите. Если говорить обо мне, то я себя не отношу к обычным людям, а считаю человеком выдающимся. Во-первых, я себя люблю, а во-вторых, отношусь к себе адекватно (одно другому не мешает, поверьте). И я не считаю, что в адекватном восприятии себя есть что-то зазорное. Только в том случае, если ты принимаешь и любишь себя со всеми своими тараканами, ты можешь чего-то добиться.
- Валерий, я вас очень люблю! Но все же ответьте. Наше поколение по отношению к вам должно выбрать десять великих, про которых мы потом своим внукам будем говорить: «Когда-то я вела передачу «Детали», и там было десять человек, о которых я могу сказать, что они великие». Вот вы великий, раз вы себя любите? Только без шуток!
- Конечно! Если без шуток, то я еще и народный!
- Ну тогда остаются еще девять великих, которых мы пока не назвали. Какие имена вам приходят на ум?
- Валерий Борисов.
- Хорошо. Кто еще? Может быть, следует упомянуть Татьяну Васильеву?
- О, ее обязательно! Я бы еще выделил ее имя жирным шрифтом!
- Да, она вне всяких сомнений это заслужила. Так, пойдем дальше.
- Да много хороших актеров. И не просто хороших, а выдающихся! Например, моя партнерша Елена Яковлева. Мой друг Александр Феклистов. И, конечно, Саша Балуев. На мой взгляд, это отличные ребята и талантливые актеры.
- То есть, ваше поколение ни в чем не уступает предыдущему?
- Мне кажется, в каждом поколении обязательно есть выдающиеся артисты.
- Только почему-то ваше поколение не хотят таким признавать. Мне, кстати, очень обидно. Почему-то про вас не говорят, что пришло поколение Великих, которые совершат переворот в мире кинематографа. Вот почему так получается?
- Мне понятно ваше волнение. Как-то раз мы с Олегом Янковским должны были работать над одним проектом, который, к сожалению, не получился. Он должен был сниматься в фильме Соловьева «Анна Каренина». В этой картине играла несравненная Самойлова, и даже легендарная Майя Плисецкая там что-то изобразила. Им тогда не было еще и 30 лет, но их уже называли великими артистами.
- Да, их действительно считали таковыми.
- А вы вспомните, какими они были! Они были уникальными!
- Согласна.
- А что мы видим сейчас? Куда подевалась индивидуальность, где искать неповторимость образа? К сожалению вынужден признать, что теперешнее поколение артистов не обладает столь выраженной индивидуальностью.
- В чем причина, как вы думаете? Если вы имели в виду мое поколение, то это понятно. Но что вы скажете о своем?
- Скажу то же самое. Я сейчас говорил о том, что сейчас мало кто может похвастаться ярко выраженной индивидуальностью. Возможно, виноваты пробелы в образовании, кто знает. Может неправильно построено обучение. Нас ведь учили по одному общему шаблону, возможно, все дело в этом. Мы учились быть кем-то, учились быть на кого-то похожими, и в итоге растеряли свои личные особенности.
- Получается, что вы не хотели становиться уникальным?
- Получается, что весь учебный процесс был неудачным. Прежде чем обучать профессии актера, надо сформировать личность.
- Наверно, многие, когда вас видят, ожидают от вас каких-то определенных слов или действий…
- Не так давно я рассказывал историю относительно «Каталы». Это был мой первый опыт в кинематографе, и признаться, я слегка оробел. Я должен был разъезжать по маленьким российским городкам и рассказывать обо всем, что связано с этим фильмом. Мне вспоминается мое паническое состояние. Я реально не знал, что мне делать в течение отведенных на это дело сорока минут. В отчаянии я позвонил своей подруге Ганочке Слуцкой, и она быстро поставила меня на рельсы: «Значит так. Выходишь к зрителям, улыбаешься, затем подходишь к микрофону и говоришь: «О себе говорить всегда легко и приятно». Я сделал так, как она советовала, и случилось удивительное: мне удалось расслабить зрителей и расслабиться самому.
Следующей нашей остановкой была Одесса. В этом славном городе все пошло не так, как обычно. Там фильм решили транслировать не раз в день, как в других городах, а два раза в день, но забавно было то, что картину показывали в разных кинотеатрах почти в одно и то же время. Я должен был выходить иногда перед показом, иногда после оного, и я, как угорелый носился из одного кинотеатра в другой. Но самое интересное не это. В общем, выхожу я после окончания фильма к зрителям и слышу недовольный ропот в зале. Сначала я очень удивился и не понял. А потом одна девица выползла на сцену, потрогала меня за рукав, разочаровано хмыкнула и провозгласила: «Ммм… нет, не герой…». Вот такая была забавная история.
- Валерий, я наверно вам уже надоела со своими дурацкими вопросами, но все же ответьте. Вот вы говорите, что вы себя любите. Если бы вы должны были говорить о себе, то с какой фразы вы бы начали?
- О себе говорить не так уж легко. Наверно это происходит от того, что мы слишком зажаты. Никто не любит говорить о себе публично, обнародовать что-то слишком личное. Мы можем с легкостью говорить от имени кого-то, без опаски произносим чужие фразы, но когда дело доходит до наших собственных суждений, тут мы и спотыкаемся. Оказывается, говорить от своего имени нам не позволяют наши внутренние барьеры, и так будет продолжаться до тех пор, пока мы не найдем способ их устранить.
- Почему же так получается? Можете ответить на этот вопрос?
- Наверно потому что мы плохо знаем себя.
- Вы хотите сказать, что когда становишься актером, частично теряешь себя?
- Именно так. Когда ты погружаешься в свою профессию полностью, ты в ней словно растворяешься. В прямом смысле слова растворяешься во множестве чужих жизней, которые тебе ежедневно приходится проживать на сцене или в кино. Когда ролей становится слишком много, ты уже не понимаешь, где ты сам, а где чужое. Теряешь идентификацию, что ли. На самом деле все так и происходит, и это очень серьезно.
- И как к этому следует относиться? Вообще хорошо ли это, когда ты не в состоянии отделить себя от своих персонажей?
- Разумеется, в этом нет ничего хорошего, но в нашей профессии это неизбежно. Это в какой-то степени влияет на психику, изменяет сознание. Наверно не просто так многие актеры рано уходят из жизни, или рано уходят из своей профессии. Любая деятельность, так или иначе, накладывает свой отпечаток.
- Не потому ли многие известные актеры питают слабость к алкоголю, а некоторые не мыслят своей жизни без наркотиков? Для них это своеобразный способ уйти от действительности?
- Скорее, уйти от вопроса: «Кто я есть».
- Получается, когда ты не на сцене театра, ты НИКТО? Ты уже не умеешь жить своей жизнью, только жизнью своих героев? А как же быть в те моменты, когда нет ролей?
- Когда ты играешь роль, ты живешь той жизнью, которую кто-то сочинил, и со временем ты начинаешь принимать ее за свою собственную.
- А свою жизнь нельзя сочинить? Ведь она не менее интересна, чем жизнь на сцене.
- Знаете, Тина, сейчас, когда мне стукнуло 50 лет, я наконец-то осознал всю бессмысленность нашей профессии.
- Как-то один актер мне сказал, что если бы можно было повернуть время вспять, он бы не стал выбирать актерскую профессию. Кстати, ему тоже уже за пятьдесят.
- Ну вот видите. Я бы тоже хотел прожить другую, не актерскую жизнь. Я бы хотел быть самим собой, а не пытаться вечно кого-то изображать. Иногда я думаю: Боже, какое счастье быть простым человеком! Просто жить, строить отношения, любить, работать на самой обыкновенной работе, воспитывать детей… Это и есть счастье. По крайней мере, для меня это так.
- Вы очень любите детей?
- Я люблю свою семью. Возвращаясь к нашим рассуждениям, добавлю: я даже своим студентам советую не слишком увлекаться своими ролями, дабы не потерять в них себя.
- Мне вспомнился чернокожий актер, который расплакался прямо на церемонии вручения «Оскара». Расплакался от того, что, будучи еще совсем молодым, смог обеспечить всех своих близких, всем смог дать шанс. Я хочу вас спросить, от чего вы грустите? От того, что не можете никому дать шанс? В нашей стране у актеров нет больших возможностей.
- И я думаю, в ближайшее время их и не предвидится. Вот по этому поводу стоит расплакаться.
- Знаете, когда я смотрю на талантливые работы, талантливые фильмы, мне иногда бывает до слез обидно. Я думаю, стоит ли тратить на это всю свою жизнь, стольким жертвовать, для чего все это? Ну заработать себе на квартиру, на машину. Ну может еще на дачу. И все.
- Подобные мысли посещают и меня. Иногда я прихожу в кинотеатр, сажусь в мягкое кресло, смотрю фильм с моим участием и думаю, стоило ли это всех затраченный усилий. Я начинаю вспоминать себя до и после картины. Вот мне кажется, что это надо так понять, чтобы не потратить свою жизнь напрасно.
- Вы говорите правильные вещи. Но как же конкуренция? Ведь если вы решили отказаться от очередной роли во имя сохранения своего внутреннего Я, ее тут же схватят другие. И когда выйдет фильм без твоего участия, тебя начинает это выводить из равновесия. Ты готов рвать на себе волосы от того, что позволил другому актеру занять «твою» роль. И ты ненавидишь его за это.
- Я верю, что у каждого свой путь. Есть такой роман «Учение Хуана», там есть одна замечательная мысль примерно следующего содержания: когда мы выбираем себе один путь из великого множества путей, мы должны помнить, что все пути рано или поздно приводят в тупик. Поэтому очень важно выбирать правильный путь, чтобы потом не пришлось сожалеть о пройденном.
Тина Канделаки: Спасибо.