Профессия лечит

Валерий Гаркалин, давно полюбившийся зрителям по различным сериалам и фильмам, только недавно вышел из больницы, где ему провели операцию на сердце. Ему довелось побывать на границе жизни и смерти — прямо во время гастролей, на сцене, он пережил два инфаркта. Он не стал отказываться от предложения Бориса Грачевского и уже снимается в новом проекте «Крыша». Обозреватель «Правды» встретилась и побеседовала с актером.

Наша встреча состоялась в одном театральном кафе, куда я пришел осунувшийся, с бородой, — рассказывает Гаркалин. Увидев меня, Грачевский воскликнул: «Вот такой герой мне нужен для нового фильма!». Борису я отказать не смог, хотя отказывался от приглашений поучаствовать в антрепризах. Меня заинтересовала роль, она хоть и не большая, но весомая. Мой герой — музыкант, скрипач, которому не довелось познать вкуса славы. И вот, по прошествии времени, жизнь, по его мнению, не задалась и все напрасно…

Кризис творческого человека? А сейчас, в наше время, часто ли вам встречаются настоящие личности? Говорят, их больше нет.… Не тот масштаб.

Проблему я вижу не в личности, она есть, никуда не делась, ее воспитывают, она формируется. Любой человек индивидуальность. Можно найти героев и в сегодняшнем дне. Беда в литературе, драматургии, эта сфера ужасает ощущением пустоты, мелочности — именно тех вещей, о которых вы сейчас сказали.

Сейчас все проще, именно отсюда берут начало проблемы. Литература — это столп, на котором держится кино и литература. Раньше молодому человеку, желающему стать студентом сценарного факультета ВГИКа или поступить в литературный институт, требовалось пройти целый ряд серьезных испытаний — требовалось написать огромное количество повестей, рассказов, романов и повестушек. И только после этого, возможно, замечательный писатель Твардовский одобрил бы и зачислил к себе на курс Ахмадуллину.

Вы учите студентов в ГИТИСе как стать личностью?

Этому учит любой учитель. Не требуется много ума на то, чтобы привить навык. И медведя можно обучить езде на велосипеде. Все что требуется — терпение, желание, и без кнута с пряником тоже не обойтись.

Используете в своей работе и кнут и пряник?

Да, без дрессуры никуда.

Вы как-то обронили, что говорить о себе не просто. А правду сказать о себе актеру, должно быть, еще сложнее?

А дано ли, знать артисту, — каков он? Как у Франсуа Вийона: «Я знаю, как на мед садятся мухи, Я знаю смерть, что рыщет, все, губя, Я знаю книги, истины и слухи, Я знаю все, но только не себя». Думаю, только любящему зрителю дано право судить актера.

Закон природы, основанный на изменении и вечном обновлении, — играет большую роль в вашей жизни.

Да, это так. Природе претит ситуация, когда пропадает гармония. В человеке заложены природные весы, и нежелательно, чтобы возникал перевес в ту, или иную сторону. Прежде всего, эта ситуация неблагоприятно отразится на здоровье. А может случиться как у Булгакова — выйдешь на улицу и попадешь под трамвай. Не стоит жить в злобе…

Вы доверили свое здоровье французским докторам. Там не только лучше жить, но и медицина на должном уровне развита. Не возникало желания остаться там, на годик, другой — отдохнуть?

Мне было сложно там жить — языковой барьер. Когда каждый день приходится разговаривать с окружающими на чуждом мне языке. Я мог понять только человека, который, как и я, плохо разговаривал на английском. Мне, как и многим моим соотечественникам, пришлось изучать язык в России, а он имеет мало общего с настоящим.

Бывали моменты, когда тот человек, с которым я разговаривал, уставал и переходил на родной, французский. Было забавно. Как то лежим мы с ним в одной палате вдвоем, и француз произносит что-то очень серьезное. Я повернулся к нему и начал читать: «Скажи-ка, дядя, ведь недаром, Москва, спаленная пожаром, французу отдана? Ведь были ж схватки боевые — да, говорят, еще какие! Недаром помнит вся Россия про день Бородина!».

И гляжу на него сурово. Произнес с выражением, громко, как подобает народному артисту России. Он заслушался. Затем глянул в окно и произнес несколько слов на французском. Я их записал, затем дочь попросил перевести. Оказалось, он сказал мне: “Извините, я не хотел”…

Знаете, несмотря на то, что у вас совсем недавно было два инфаркта, вы все равно кажетесь счастливым человеком.

А я думал, вы напишете, что после встречи с Валерием Борисовичем впечатление осталось тяжелое. Болезненное лицо человека, который не может прийти в себя…

Нет, так не напишу. Вы будто смеетесь над болезнью…

Я играл роль Гамлета в новом переводе у Дмитрия Крымова. Есть такая сцена — Гамлет склоняется над Клавдием в сцене мышеловки и шепчет ему в ухо (в тот момент, когда Клавдию становится ясно, что скоро его изобличат в убийстве отца Гамлета). «А что это вы так веселы, остроумны, чему вы так радуетесь?», — спрашивает Гамлет. На что Клавдий, уже понимая, что пойман, и разоблачен, отвечает: «А что еще мне остается?».

Ну, у вас-то как раз еще многое впереди. Наверняка, ваша мощная энергетика сумеет побороть болезнь.

Как то несколько лет назад я быстро бежал по эскалатору, спешил на подъезжающий поезд. Забежав в вагон, почувствовал, что сзади в меня врезался точно такой же, сильно опаздывающий человек. Он извинился, я ответил, что ничего страшного, на что в ответ услышал: «Я вам должен сказать одну важную вещь. Я бежал за вами так быстро, чтобы сообщить: вы обладаете фантастической энергией. Она может вам помочь в трудную минуту». Надеюсь, что тот человек не ошибался...