Роман с Васильевой?! Мы вовремя остановились!
Валерий Гаркалин родился 11-го апреля 1954-го года. Много лет работал в Театре Сатиры, участвует в антрепризах, снимается в кинофильмах. После главной роли в фильме «Катала», к актеру пришла, наконец, известность, ему стали поступать многочисленные предложения от знаменитых режиссеров. Однако настоящий успех Валерий испытал после выхода комедии «Ширли-мырли».
Самой выдающейся его работой считается роль биолога Дежкина в сериале «Белые одежды». Заслуженный артист России (2001). Выпускник Гнесинского училища (1978) и ГИТИСа (эстрадный факультет, 1988-й год). В период с 1988-го по 2001-й работал на сцене Московского Театра Сатиры и Театра-студии «Человек». Лауреат премии «Киношок» в номинации «Призы за лучшие роли за 1995 год».
Прежде чем стать актером и тем человеком, каким мы его знаем сегодня, Валерий Гаркалин прошел длинный и трудный путь. В Театре Сатиры его прославили такие спектакли, как «Ревизор», «Укрощение строптивой», «Трехгрошовая опера». Первый серьезный успех к актеру пришел после выхода в прокат кинокартины Сергея Бодрова «Катала» в 1989-м году. В 1995-м после выхода фильма Владимира Меньшова «Ширли-мырли» Валерий Гаркалин вновь искупался в лучах славы. Сегодня у Валерия очень насыщенный график — бесконечные съемки, репетиции, спектакли.
Моя мама работала «чекисткой»
- У вас необычная и яркая биография. Расскажите, как все начиналось?
- Я не потомственный артист, мои родители занимались совсем другим. Мама работала «чекисткой», иными словами пробивала чеки на кассе. Ее уже нет в живых. А отец, в настоящее время пенсионер, в прошлом заведовал автомастерскими. Сейчас он вместе с моей сестрой живет в Долгопрудном. Детство у меня было самым обычным, я рос тихим ребенком, не любил быть в центре внимания и шумные компании. Но уже тогда кино было моей страстью. Помню, как я сбегал с уроков ради того, чтоб успеть на дневной сеанс в ближайший кинотеатр.
После окончания школы я предпринял первую попытку поступить в театральное училище, но ничего не вышло. После этой неудачи я устроился на завод простым слесарем. Затем была служба в армии, после которой я поступил на экспериментальный курс Сергея Образцова в кукольный театр. За годы учебы все ребята с нашего курса настолько сдружились, что решили не терять друг друга после выпуска. Отучившись, мы все дружно покинули шумную Москву и укатили в Кемерово. Там мы основали собственный эстрадный ансамбль «Люди и куклы», который просуществовал на эстраде шесть лет — за этот период мы успели объездить всю страну.
Это было лучшее время в моей жизни, и мне очень жаль, что оно безвозвратно ушло, но ничего не поделаешь. Жизнь — такая штука, не угадаешь, куда тебя занесет. Поездки не способствовали укреплению семейных уз, ведь я в то время уже был женат (женился еще будучи студентом четвертого курса в 1978-м). Вы только представьте, через два дня после свадьбы я вынужден был оставить молодую жену и умчаться в Кемерово на гастроли. Катюша иногда приезжала ко мне в разные города, иногда мне удавалось вырваться к ней, но нас обоих это не устраивало.
Потом у нас родилась Ника — это стало решающим аргументом против моих поездок. Я ни секунды не сомневался в том, что делаю правильный выбор — я не мог быть вдали от нашей дочери, не мог смириться с тем, что не буду видеть, как она растет, делает первые шаги, совершает первые ошибки. Я подумал, что если упущу этот период, то буду вечно себя казнить за это. В общем, я предпочел проводить время со своей семьей. Родители Кати — весьма состоятельные люди, они сняли для нас с Никой симпатичную дачу в Подмосковье, где мы с ней поселились. Это было самое золотое время! Я чувствовал себя настоящим отцом, это было потрясающее чувство!
Я заботился о дочке, купал ее, стирал ее платьица, рассказывал ей сказки, опекал и оберегал ее. В это время я был для нее всем — воспитателем, кормильцем, другом, любящим родителем, наставником. Это продолжалось три года, когда я нигде не работал — первые годы ее жизни. Сейчас Ника уже взрослая девушка, она учится в ГИТИСе на продюсерском отделении.
- Простите, это именно с того времени глажка постельного белья стало вашим любимым занятием?
- Почему-то этот вопрос мне задают все журналисты (смеется). Неужели это так всех интересует? Так уж и быть, вам отвечу. На самом деле глажка белья очень успокаивает. Для меня это великолепный способ избавления от стрессов. Водя утюгом по ароматному, свежевыглаженному полотну, я о чем-то думаю, что-то себе представляю, фантазирую, мечтаю.
- Кроме глажки, что вы еще делаете по дому?
- Ну… Жизнь вдвоем подразумевает взаимопомощь, вам не кажется? Мы с Катенькой всегда стремились друг друга поддерживать. В этом мы поклялись в день нашей свадьбы. Все наши друзья удивляются нашему союзу. Все они уже десятки раз разводились и женились по новой, а мы все так же любим друг друга и разводиться не собираемся. Именно благодаря Кате у нас дома царит атмосфера тепла и уюта, хотя ей очень трудно совмещать домашние дела и обязанности на работе (она работает научным методистом в Театре Образцова).
- Как вы познакомились? Говорят, это ваша удивительная история. Расскажите?
- Как вы уже знаете, я тогда учился на последнем курсе. Мы готовились к выпуску, нашей дипломной работой был спектакль «Алые паруса» по Александру Грину. На одной из репетиций наряду с другими работниками театра присутствовала и Катюша. Когда я произносил монолог Грея, мы с ней встретились взглядом, и все дальнейшее выступление я смотрел только на нее. Я видел в ее глазах слезы, а у меня мурашки бежали по коже. Я впервые увидел такую реакцию на хоть и трогательный, но немного наивный и даже детский спектакль. В моем понимании, если человек еще способен верить в чудеса, значит у него необыкновенная душа. У нас оказалось, как в той сказке, в которой я играл — я стал ее принцем, приплывшим к ней на алых парусах. Мы смогли сделать нашу сказку былью. Мы стали встречаться и вскоре я сделал ей предложение. Вот такая история.
- Как Катя относится к вашей популярности?
- Катенька понимает, что некоторая доля известности неизбежна для человека творческой профессии, так что она относится к этому нормально. Если актер никому не известен, это говорит о том, что что-то идет не так.
Иногда про себя узнаешь просто дикие вещи!
- Вам случалось влюбляться в своих партнерш по сцене?
- Я как актер не мыслю продуктивной работы с человеком, к которому я не испытываю никакой симпатии. Если мне партнер (или партнерша) неприятен, это сразу отразится на моей игре. Так что я играю только с теми, кто мне симпатичен, это еще один неотделимый аспект моей профессии.
- В некоторых газетах сообщалось о том, что у вас был роман с Татьяной Васильевой, вашей партнершей по антрепризным спектаклям…
- Порой из газет о себе узнаешь просто дикие вещи! Почему-то если игра с какой-нибудь актрисой была убедительной, то люди тут же начинают приписывать сюда какой-то скрытый смысл. Скажу прямо: у нас с ней мог бы быть роман. Она красивая женщина, я здоровый мужчина и дальнейшее развитие наших отношений было бы вполне логичным. Однако мы вовремя услышали голос разума и решили не переступать черту. Сейчас мы с ней хорошие друзья и я очень рад этому. Мы с ней играем в паре уже около пяти лет. За это время у нас было много спектаклей, где мы разыгрывали самые разные отношения. Эти спектакли набирали полные залы, что говорит о том, что мы двигаемся в правильном направлении.
- Все это хорошо, но тогда как вы объясните тот факт, что в газетах были помещены фотографии ваших с ней интимных сцен во время одного из ваших спектаклей?
- Если вы говорите о спектакле «Все, все… Все?», то эту «неприличную» сцену, которую запечатлел фотограф, мы играем практически в полной темноте, и в зале со сцены видны лишь наши неясные силуэты и больше ничего! А этот хитрюга воспользовался фотовспышкой, мы с Таней были, мягко говоря, шокированы. Потом журналисты приносили нам тысячу извинений, а этот фотограф и корреспондентка, разместившая материал, были уволены. Я в знак примирения согласился дать этой газете интервью. Сейчас я стараюсь ко всему проще относиться.
- Театр Сатиры — ваше основное место работы?
- Нет, в последнее время я работал с ними по договору. Я постоянно задействован в антрепризных спектаклях и просто не могу разорваться. В общем, сейчас я Театром Сатиры больше не работаю. Мне вспомнился один случай. Когда я в очередной раз срезался на вступительных экзаменах в Щукинское театральное училище, мне попалась одна очень злая преподавательница. На прощание она сказала мне вот такие слова: «Молодой человек, хотите совет? Оставьте ваши бессмысленные попытки поступить сюда. Выбранная вами профессия вам не по зубам, поверьте. Вы напрасно теряете время». Надо ли говорить, что покидая это здание, я чувствовал себя весьма неуютно. С тех пор прошло много лет, и в моей жизни произошло много событий. Как-то раз, когда я уже работал в Театре Сатиры, шел спектакль «Папа, папа, бедный папа, ты не вылезешь из шкафа».
Это американская трагикомедия, она мне очень нравится. Мне досталась весьма пикантная роль — я играл умственно отсталого парня. Там есть одна сцена, где мой персонаж нападает на героиню в кровати и начинает ее душить. Так вот, в тот момент, когда я исполнял этот номер с удушьем, я вдруг встретился с чьим-то взглядом из зала — это был взгляд той самой злой преподавательницы из Щукинского. В ее глазах стояли слезы. Под влиянием эмоций я не замечал, что стал еще интенсивнее сжимать шею моей бедной партнерши Маши Ильиной. После спектакля она мне сказала, что я был убедителен как никогда прежде.
- Почему вы отвергли предложение Галины Волчек играть в «Современнике»?
- Мне поступали предложения от многих театров, и это далеко не единственное, от которого я отказался. В то время я работал в Театре Сатиры, меня там все устраивало, так что я не видел смысла что-либо менять. У меня были интересные роли, отличные отношения с коллегами, а для меня это очень ценно.
У меня и Николая II одинаковые запонки
- Настоящая популярность к вам пришла после выхода фильма Владимира Меньшова «Ширли-мырли». Это как-то отразилось на вашей жизни?
- Что вы имеете в виду под словом «популярность»? На улицах меня узнавали задолго до «Ширли-мырли». Зрители меня знают и любят. Иногда при виде меня кто-то начинает цитировать фразы из кинофильмов, в которых я снимался. В остальном же могу сказать, что популярность на мою жизнь никак не повлияла. Если бы я жил заграницей, то благодаря своей известности мог бы зарабатывать больше денег, но в нашей стране все по-другому.
- Тем не менее, именно за роль в картине Меньшова вам вручили какую-то необыкновенную награду…
- О, это интересная история. В передаче Сергея Шолохова «Тихий дом» благодаря восторженным отзывам телезрителей я был признан лучшим актером года. Помню, мне тогда позвонил Сережа и сообщил эту приятную новость. Ну, я его поблагодарил, и после минутной паузы он спросил: «А ты знаешь, какой тебя ожидает приз? Наверно ты удивишься, потому что это… запонки». Я испытал легкое потрясение. Первая мысль была: «О боже, зачем они мне??» А потом он говорит: «Это не простые запонки. Они бриллиантовые!» Это существенно меняло дело (смеется). Мало того, что они были усыпаны бриллиантами, эти запонки в точности повторяли утерянные запонки Николая II. Там изображен такой же двуглавый орел, что и на оригинальной модели.