Ширли-Мырли (1995)

Мнение

Очень удивился, когда выяснилось, что танцовщицей степа была Ирина Апексимова. Нельзя не отметить, что она танцевала вместе со своим мужем Валерием Николаевым. Это такая эпизодическая роль, что в герое Валерия Николаева только самые внимательные зрители разглядят героя фильма «Настя», а вот в героине Ирины Апекисмовой ее вообще практически невозможно узнать.

Я разговаривал со многими на эту тему, но никто не мог со мной согласиться, по крайне мере, до тех пор, пока они еще раз не пересмотрели титры к фильму, и все-таки в итоге согласились. Наверное, так и задумывал постановщик, и у него это получилось.

Мнение 2

Складывается ощущение, что это лучшая русская комедия, которую мне приходилось смотреть. Самый большой ее плюс, по моему скромному мнению, это то, что она подойдет на все времена и для всех возрастов. Ну когда в нашей стране не было мафиози, воров и дураков? Они всегда были, и, дай бог, будут. И все это показывается с особым русским колоритом.

Фарс фильма заключается в том, что вся эта история, как кажется, слишком перекручена, чтобы быть похожей на реальность. А в остальном просто превосходна! Что ни диалог, то цитаты, которые надолго врезаются в память! К примеру, слова полковника Пискунова: «Отпустить всех? И Суходрищева?» или претензии Кроликова к матери: «Капусточка, мама, дело хорошее, но в доме должны быть и мясные закуски».

Это фильм для русских и про русских. Наверное, он заслуживает Оскара, но, к большому сожалению, понять это кино кроме нашего народа никто не сможет. Да и зачем им понимать? «Ширли-Мырли» можно пересмотреть десятки раз, потому что он наполнен изобилием отличных шуток и дарит истинное наслаждение от игры великолепного актерского состава.

И как такой фильм можно не посмотреть?

Мнение 3

У меня есть мнение, что этот фильм можно пересмотреть во время сильной депрессии, и он станет отличным антидепрессантом. Если содержание через несколько лет будет немного подзабыто, то ощущение чего-то доброго и очень смешного останется надолго.

Очень понравился разговор трех братьев, которые, наконец, встретились в одной комнате, и высмеивают «неприязнь» друг к другу русских, евреев и цыган. Тема очень сильная и достаточно точно показывает абсурдность ситуации — трое близнецов готовы набить морду другому брату, за то, что тот оскорбляет «его народ».

Однако концовка, по-моему, слишком разжевана. Она снята для тех, кто так и не смог ничего понять во время просмотра, понять то, что развивается тема дружбы народов — вот вам Кроликовы-индусы, Кроликовы-японцы, Кроликовы-тунгусы.

Мнение 4

С большой улыбкой завершала программу «Время» ведущая, анонсируя следующий после фильм «Ширли-Мырли». Сложно понять, что она имела в виду, показывая свою улыбку: редакцию программы или всю аудиторию канала в общем.

То, что мы можем наблюдать в фильме — диалоги, сюжет, актеры, постановка, никак, кроме как маразмом назвать сложно. Маты, вакханалия, безумие, грязь — и все это вкупе выдается за смешную комедию. Наверное, в постсоветском беззаконии и маразме у известного и уважаемого Владимира Меньшова от наступившей «свободы» в голове «оборвались цепи» и «колесики» помчались по своей дорожке по всему доброму и разумному. Что же за люди восхищаются такой грязью?

А актерский состав? Они всем своим видом напоминают маленьких детей, которые, пока пап и мам нет, ругаются и матерятся, полагая, что так выглядят более взрослыми. То же с Гаркалиным, Табаковым, Алентовой, и другими, — обилие матерных выражений, как задумывал режиссер, наверное, должно было показать триумф свободы мысли и выражения демократического будущего, в противовес советскому застойному прошлому.

Стыдно за Меньшова, за актеров и страну. Гоголь сжег «Мертвые души», аналогичным образом Меньшову надо было поступить и с фильмом «Ширли-Мырли».

Мнение 5

Мне очень нравится наш режиссер Владимир Меньшов. Его фильмы наполнены своим особенным смыслом и изюминкой. В этом фильме просматривается настоящий, русский юмор. Что является очень характерным аспектом для всех фильмов Меньшова. Подобных комедий и вправду очень мало, а большинство наших режиссеров снимают такие комедии, где и посмеяться толком нельзя — сплошное засилье американского жаргона.

Меньшов умеет подбирать нужных актеров к своим фильмам. Кроликов (Валерий Гаркалин) — в той же степени обаятелен, как и харизматичен. Та сцена с его переодеванием в «Мадумазель» и со словами в адрес господина Козюльского — это шик. Его великолепное исполнение, как музыканта, так и интеллигента по-настоящему впечатляет. А с каким чувством и темпераментом он сыграл цыгана, просто невероятно.

Инна Чурикова, играла роль матери Прасковьи Алексеевны. Я всегда преклонялся перед этой актрисой — она чрезвычайно талантлива, и в каждом новом фильме показывает себя по-новому. Кроме того, с хорошей стороны себя показала Вера Алентова (Земфира Алмазова, Кэрол Абзац), восхитительно сыграв американку, с великолепным русским акцентов. Еще тогда, когда она была в образе цыганки, ей удалось великолепно показать ревность к своему мужу.

Про актеров и их отменную игру можно говорить бесконечно, они этого заслужили!

Мнение 6

Не могу взять в толк, что некоторые нашли в этом фильме. Все происходящее, ну, просто чистый фарс... Нет, это, я б сказал, не фарс даже, а полнейшее безумие. Поведение в фильме многих актеров, тем более, таких уважаемых, как Олег Табаков, пренеприятно поразило. Табаков играет совершенного неадекватного матершинника и пьянь, Гаркалин вообще непонятно что, да и остальные не лучше. Как будто дилетанты снимали курам на смех. Только, пожалуй, Джигарханян весь фильм и вытягивает, он и здесь остается настоящим мастером. Про остальных и не говорил бы вовсе. Впечатление нулевое. Они, по-моему, не роли свои исполняли, а глупо дурачились, как это принято на примитивных актерских капустниках.

Немного скажу о персонажах. Стоящего нет ни одного. Это просто карикатуры или клоунские слепки, непонятно откуда взявшиеся. Соглашусь, что есть фильмы, в которых карикатурные приемы необходимы и смотрятся органично, особенно если актеров удачно подобрать. Все эти моменты дополняют друг друга, но в «Ширли-мырли» об этом и речи быть не может. Я бы понял, если бы в фильме было несколько таких персонажей, которые нужны для усиления каких-то образов и обстановки, но чтобы так безумно выглядели все сразу?!... Режиссерский шабаш, не иначе. Наверное, режиссеру, попросту «оторваться» захотелось.

Юморное кино, веселое? А где юмор-то, ау, покажите. Если, конечно, не считать за юмор тупые, карикатурные, бордельные сцены. Персонажи, честно, отвратительные, игра актеров отталкивающая и нелепая. Озадачивает то, что речь идет не о начинающих артистах, а можно сказать о ветеранах. Короче, веселья никакого, совершенно мерзкий, грязный и противный фильм. Действительно, Ширли-мырли какое-то!

Мнение 7

При первом просмотре фильм, ну, просто супер смешной. А вот пересматривать его в надежде получить те же впечатления, не стоит. Слишком уж хорошо все запоминается.

Расскажу, как снимался фильм. А главный секрет вот в чем. Всем интересно, какие же спецэффекты применяли, чтобы на экране разгуливало сразу несколько Гаркалиных. А на самом деле никаких спецэффектов нет. Говорят, проект мог бы стоить 2 тыс. стерлингов в секунду. Это по подсчетам британской фирмы, в которую обращался Меньшов. Потому денежки решили сэкономить и придумали, что Гаркалин будет по очереди играть своих персонажей в разных частях кадра. Кадры копировались для нескольких дублей подряд. Вышло в сотни раз дешевле, чем все имеющиеся на тот момент спецэффекты. Тут вся заслуга принадлежит Вадиму Алисову, как оператору комбинированных съёмок.

Впечатление, в целом, было положительное, особенно на фоне сплошного однообразия в отечественном кинематографе 90-х. Да и «Оба на шоу угол» как раз был на пике популярности, и Угольникова многие знали в лицо и любили.

Мнение 8

Ширли-мырли — один из самых классных фильмов, если брать все отечественные комедии девяностых. Здесь актеры, как на подбор, один лучше другого. Играют от души, с огоньком, вроде, просто забавляются. Но вся ценность фильма не в них, и даже не в песнях, а в самом сюжете, сценарии.

Фильм, вообще, снят в одном из редчайших в нашем кино жанре — настоящего, яркого фарса. К тому же здесь с подлинным комизмом раскрывается серьезнейшая тема расизма, расхлябанности и безответственности представителей власти, что правили нами в 90-е. И все анекдотичные образы представляют людей разного типа.

Вот мы видим антисемита, сцену, где он приходит в ужас, узнав, что он еврей. А вот другой еврей, который отличается нелюбовью к цыганам вместе с их «Очами черными». А вот и, «ядрена кочерыжка», настоящие негры! Генералитет, вообще, ввязывается в мордобои направо и налево и алмазы теряет. Крепкое словцо хочется вставить, а не вставишь — не на привозе, мол! Главный герой нажил себе геморрой от бесконечного сидения...

Вообще, очень смешная, добрая, интересная комедия. И смотреть приятно, и пересматривать тоже. Ее сразу растащили на цитаты. Так что нужно просто расслабиться и настроиться на приятную волну беспредельной несерьезности и разгульного веселья.

Мнение 9

Первый раз посмотрела фильм на видео вскоре после выхода его на экраны. Что сказать, работа мне эта совершенно не понравился. Я убеждена, что если уж объявили кино, комедией-фарсом, то это должен быть просто фонтан легкости, живости, ослепительной игры, чтобы смотрелось на одном дыхании. А вот «Ширли-мырли» оказался таким затянутым, нудным и совсем не смешным.

Вроде, забавная тема о двух близнецах, которые вынуждены были воспитываться в разных семьях, различных и по условиям, и по национальным традициям. Они живут, не подозревая, что у них где-то есть половинка себя, и вот теперь, им приходится вместе искать гигантский алмаз, который, как все надеются, спасет Россию от крупного долга.

Все это сулило веселые приключения, но фильм оказался каким-то разбухшим и тяжеловесным. Я, кстати, не раз уже замечала, что редко у кого из режиссеров, получается, снять интересный, качественный фильм, используя всего-навсего одну шутку. Так и здесь. Я дошла до очередного эпизода, где восхитительная Инна Чурикова бросается на колени, мол: «Прости меня, Господи, грешную», и становится ясно, что вот сейчас опять явится новый братец-Кроликов, и забросила эту кассету в темный угол далеко и надолго.

А месяца два назад вдруг решила пересмотреть, и знаете, показалось не так уж и скучно. Да, по-прежнему могу сказать, что фильм однообразен, и затянут, но со всей своей неровностью и глупостью он все же понравился мне больше, чем тогда. Конечно, это из-за отменных актеров-звезд нашего кино. Когда еще собиралось вместе столько знаменитейших имен: Табаков и Ефремов, Джигарханян и Роллан Быков, Нонна Мордюкова и уже упомянутая Инна Чурикова, любимейшая всеми Любовь Полищук и Вера Алентова (она играет сразу три роли), ну, и Валерий Гаркалин, конечно (тут я не берусь считать всех сыгранных им братцев-Кроликов). С таким составом фильм не может быть абсолютно плох. Замечательно показал себя актер, что играл роль лейтенанта милиции. Больше всех мне пришелся к душе образ уголовника Суходрищева с подачи Олега Табакова. Его шорты по колено, пузо-барабанчик, гольфы, кеды, матросская тельняшка, выглядывающая из-под спортивной футболки и вязаная шапочка просто умора. Для тех, кто читал классиков — вылитый Котяра- Бегемот! Тут можно не добавлять больше ни грима, ни кошачьей шкуры, ни спецэффектов. Ну, если только еще примус дать в руки...

Хочется сказать и о режиссере — Владимире Меньшове. Проработав больше тридцати лет в кино, он снял, однако, только шесть фильмов. Это «Розыгрыш» — 1977 год, «Москва слезам не верит» — 1979, «Любовь и голуби» — 1984, «Ширли-мырли» — 1995, «Зависть богов» — 2000 и «Большой вальс» — 2008. Я видела не все, только пять фильмов, но два — настоящие шедевры (Москва слезам не верит, само собой и «Любовь и голуби»). Фильмы «Розыгрыш» и «Зависть богов» были сняты с перерывом в 23 года, они очень разные, но интересные.

«Ширли-мырли» представляет интерес, в первую очередь, тем, что это фильм переломного периода в жизни страны, когда и кинематограф оказался на перепутье. Что снимать? О чем? Как разграничить черный юмор и неприкрытую пошлость? Освободившись от идеологического контроля, многие на радостях ударились в откровенную безвкусицу и вседозволенность. Все это очень тонкие грани, и, наверное, нынешние режиссеры тоже не всегда могут ответить на все вопросы. Сейчас прошло уже 16 лет с тех пор, как вышел на экраны «Ширли-мырли», однако, фильм, несмотря на свою неоднородность и несуразность, все же не канул в лету, подобно многим «шедеврам» перестроечного времени.

Под занавес к своим размышлениям добавлю, что в Ширли-мырли столько блестящих цитат, что вряд ли они быстро уйдут из народа. Словом, мне приятно, что, получается, я дала фильму возможность исправить впечатление... Пусть и не шедевр, но ведь смотреть-то можно.

Вот вам и примеры некоторых цитат из Ширли-мырли:
- Не забывает, как только отсидит — сразу же к маме.
- Хорошего сына воспитала, дай Бог каждому.
- Ты что, моего Христа в евреи записываешь?!
- А ты как думал, если папа еврей, мама — еврейка, то ребеночек русский?
- Как говорится в старинной русской пословице: «Конец делу Абзац»… Я хотел сказать «Абзац делу венец».