Катала (1989)

Мнение

Так уж повелось, но в России жанровое кино делать не умеют, хоть и пыжится каждый второй. Любой жанр по-своему, обязательно рождает свои эмоции при просмотре.

С нашими фильмами сложнее, этих эмоций ты можешь вообще не дождаться. Как в лотерее. «Катала», видимо, исключительный случай. Он относится к чернушным фильмам перестройки с типичными тогдашними бандитскими разборками, сценами в неглиже и попытками скопировать западные замашки. И обязательно в них приглашались очень знаменитые актеры. Выбора-то, в принципе, не было. Сегодня фильм легче расценить уже не с социальных позиций, а с кинематографической точки зрения.

По жанру это, все-таки, не чернуха, а сильный черный фильм-нуар. События взаимосвязаны и скреплены вязкой интригой в духе детектива и подчиняются одному разрушительному року. В Нуаре нет разделения на положительное и отрицательное, также как нет героев. Все одинаково симпатичны и понятны, одинаково заслуживают счастья и в такой же степени смерти. За кадром иногда раздается голос размышляющего про себя Грека. Главный герой соглашается на опасный, авантюрный ход, повинуясь сильным чувствам (чего не допускается в Нуаре). Много циничных и пессимистичных реплик. Один Богарт чего стоит.

То, что фильм повествует о событиях двадцатилетней давности, воспринимается нормально. Линия криминала здесь вовсе не главенствует. Применяются допустимые схемы, вроде, бандиты должны быть извергами, женщины лживы, а что до рассказчика, тот и вовсе жертва нелепых случайностей. Незыблемую вечность этих обязательных элементов жанра завершает, как и положено, народный «Шумел камыш» (очень своеобразно спела его Елена Камбурова).

Многие картины Сергея Бодрова неудачны, но он никогда не отступает от избранного жанра. В «Катале» нет акцента на показе типичных шулерских уловок. Эпизоды с карточными играми нужны по сюжету для лучшего раскрытия образов. Валерий Баракин нашел в сценарии приличную пропорцию криминальной драмы и по-мужски суровой мелодраматической темы. Актерам (а тут мы видим Гаркалина, Сафонову, Мгалоблишвили и Павлову) было что играть и над чем потрудиться.

Мнение 2

Все выдающиеся личности были игроками. И не один Достоевский, у которого тряслись руки, когда он видел рулетку. Неслучайно же Пушкин поднимает тему в «Пиковой даме». Однако, играя в примитивное «очко», мы, порой, играем собственными судьбами, закрывая глаза на настоящее. Для многих это оказывается чертовски увлекательно.

Директор

Герой фильма когда-то уже влипал в неприятные истории, занимаясь шулерством. После того, как ему пробили голову, он завязал с картами и уехал из города. Но сейчас ему требуются деньги, и он возвращается в Москву.

Грек

Вся суть героя — получение «бабок».

Карась

Валерия Гаркалина я всегда находил талантливым и по-доброму смешным и даже видел его работы в театре. Большинство знают его по комедии Ширли-мырли, снятой Меньшовым. В данной картине у него роль другого плана, почти трагическая. Елена Сафонова (внучка популярного когда-то актера) никогда особо не стеснялась обнажаться перед камерой, но здесь она и вовсе играет почти отрицательную роль. Нодар Мгалоблишвили известен своей ролью Калиостро в «Формуле Любви». Тут же он играет патриарха-картежника и одного из малочисленных представителей касты, хоть что-то получившего от этой жизни.

Суть здешней любовной линии в мысли, что ради чувства мы идем не только на обычные жертвы, но готовы предать и даже убить. Когда любовь односторонняя, такие старания могут привести к краху. Помимо печальной темы в фильме присутствуют и эпизоды с чисто мужским юмором, и это разбавляет драматизм сюжета. Но хэппи-энда ждать не приходится, имейте в виду!

Мораль, собственно, на поверхности: азарт ни к чему хорошему не приводит и ничто в жизни не дается легко.

P.S. От меня: Не играйте в азартные игры!