Спектакль «Трактирщица»
В последние годы об этой доброй комедии Карло Гольдони почему-то почти забыли. Главную героиню Мирандолину в свое время играли Сара Бернар и Вера Марецкая. В этой постановке главную роль исполняет известная и всеми любимая народная артистка России Татьяна Васильева.
«Новая Газета — Рязань» о спектакле «Трактирщица»
В наш город «Трактирщицу» привез из Москвы «Независимый театральный проект». Этот театр существует уже более 12-ти лет, и в него входят такие театральные звезды, как Виктор Раков, Георгий Мартиросьян, Валерий Гаркалин, Валерий Яременко, Людмила Артемьева, Татьяна Кравченко и, наконец, прима НТП — народная артистка России Татьяна Васильева!
Возможно, на свете есть спектакли и посильней, но для неизбалованного театральными шедеврами зрителя эта комедия стала как глоток свежего воздуха. Представьте себе картину: интерьер в стиле итальянского барокко середины XVIII века (сценограф Алексей Кондратьев), герои в средневековых костюмах, соответствующих той эпохе… И что самое интересное, лексикон персонажей не оставляет никаких сомнений в том, что, несмотря на антураж, перед нами вполне современная постановка.
Речь героев изобилует блатными словечками, что само по себе необычно, если учесть, что действие происходило в средние века. Возможно, это несколько режет слух тем, кто не привык смешивать классику и современность, но это и придает спектаклю ту изюминку, ради которой публика готова часами простаивать в очередях за билетами. В роли красавца маркиза Форлипополи — Валерий Гаркалин. Этот малый недавно обзавелся дворянским титулом, который обошелся ему в немалую сумму денег, и по этой причине он теперь живет в режиме жесткой экономии. Маркиз Форлипополи: «Че? Поэл? Урод!» Гостиничный лакей Фабрицио (Константин Юшкевич) не стесняется употреблять современные обороты речи при обращении к богатым и знатным постояльцам: «Ну, он плебей, ему положено быть невоспитанным». Маркизу оказывает покровительство толстый и сытый добряк граф Альбафьорита (Георгий Мартиросьян), который вечно всех спонсирует, а так же дьявольский кавалер Рипафратта (Валерий Яременко).
Думаю, нет нужды подробно обсуждать сюжет, поскольку мало найдется людей, которые не видели бы хотя бы старого фильма по мотивам этого произведения с Натальей Гундаревой в главной роли. Картина называлась «Хозяйка гостиницы». Фабула — типичная представительница той эпохи. Собранная и деловитая хозяйка гостиницы умеет ставить на место своих ухажеров, не раз обнаруживая удивительные для женщины выдержку и логическую последовательность в своих действиях. Впоследствии эта мудрая барышня утерла носы всем своим знатным воздыхателям тем, что вышла замуж за своего слугу, и они уже вдвоем возглавили дело.
Когда речь идет о классических произведениях, мы часто награждаем их такими эпитетами, как «бессмертный», «неустаривающий» и т. д. Говоря о «Трактирщице» режиссера Виктора Шамирова, здесь основной причиной бессмертия стало именно смешение конфликтующих между собой стилей — современного и средневекового. Забавная игра на контрастах, яркость образов, логическая завершенность характеров — и вот перед нами произведение, которое всегда и во все времена будет иметь успех у зрителя.
Прибавьте к этому живую народную речь персонажей, их непосредственность, которая так великолепно передана мастерской игрой профессиональных актеров… «Трактирщица» представляет собой некий шарж окружающей нас действительности. Чего только стоит сцена перепалки двух актрис, которые напрочь забыли о приличиях и принялись громко выяснять отношения, перемежая свою речь бранными современными словечками: «Че ты ржешь, падла?!» и все в том же духе.
А теперь переходим к главному: весь секрет успеха пьесы кроется в великолепном исполнении главной роли. Все дело в том, что Татьяна Васильева, играя роль Мирандолины, виртуозно владеет своим голосом. Здесь важны не столько жесты или слова, сколько безупречно выдержаные интонации, оттенки речи, умение использовать полутона. Ведь одна и та же фраза, сказанная с разной интонацией, может иметь различный смысл.
Спектакль прошел на одном дыхании, мы и опомниться не успели, а представление уже подошло к концу, и пора было расходиться. Жаль. Нечасто увидишь в одном месте столько знаменитых актеров, умеющих так точно передать нравы того времени. Опустился занавес, стихли последние крики «браво»… И стало немного грустно. Выходя из Филармонии, мы увидели, как артисты, одетые в самую обычную современную одежду, рассаживаются по машинам. Волшебство этого вечера закончилось, крысы разбежались, а карета превратилась в тыкву. Мы надеемся, что скоро москвичи вновь нагрянут в Рязань и в очередной раз удивят нас своими невероятными перевоплощениями, порадуют новыми необычными выступлениями.