Спектакль «Зима»
Пьеса Евгения Гришковца «Зима», режиссер Виктор Шамиров, в ролях Андрей Панин, Валерий Гаркалин, Людмила Артемьева. Как правило, зрители идут на Гаркалина, если его имя фигурирует в списке участвующих актеров, но на сей раз заядлые театралы уделят больше внимания самой постановке.
Евгений Гришковец для своих спектаклей обычно использует камерные залы, где собираются одни и те же люди — любители мини-представлений. Этот режиссер и артист в одном лице специализируется на моноспектаклях. Зрителей совсем немного, и это придает его представлениям совершенно особую уютную атмосферу.
Его пьесы являются ответной реакцией на фальшь, которая вросла корнями в театральный мир. Каждое слово автора попадает точно в цель, каждый жест актера пронизан глубоким смыслом. Нет ни одной лишней фразы, представление интересно смотреть с первого до последнего момента.
В «Как я съел собаку» герой рассказывает слушателям о своем нелегком советском детстве, о прохождении службы на советском флоте. В своих пьесах автору прекрасно удается передать особенности быта того времени. Мы как будто физически ощущаем его настроение — страх, отчаяние, надежду, радость и огорчение. Гришковец пишет о судьбе конкретного человека, о его чувствах и переживаниях, и мы видим перед собой его так явственно, как будто сами в одно мгновение прожили его жизнь, приняли его судьбу.
И, похоже, автора совсем не заботит реакция публики, он словно один в зале и поэтому может совершенно не стесняться своей несовершенной дикции, не заботиться о первом впечатлении, не пытаться понравиться зрителю или рассмешить его. Однако то, что хорошо для малой сцены, категорически не подходит для большого зала, полного людей, поэтому Виктор Шамиров превратил «Зиму» в полноценный масштабный спектакль, наполненный яркими красками эмоций и неподдельными живыми чувствами, с кучей знаменитых московских актеров.
Что же в итоге получилось? Спектакль перестал быть миниатюрным, и растворилось волшебство, впрочем, этого и следовало ожидать. Стал ли он хуже? Вовсе нет, он стал просто другим. Волшебство ушло, но осталась добрая и милая комедия. Теперь там, где раньше надо было пустить слезу, слышится зрительский смех. Это говорит о том, что текст Гришковца хорош настолько, что ему не страшны никакие метаморфозы.
Дикий ветвистый лес, трескучий мороз и девственно чистый снег, по которому из последних сил бредут два окоченевших солдата. Когда придет время, они дернут рубильник и взорвут что-то, виднеющееся на находящемся за зрительскими спинами горизонте, но до этого целая вечность смертельно трудного пути. Хватит ли сил добраться туда? С каждой минутой надежда тает. Не слушаются пальцы, от усталости закрываются глаза, измученные мышцы отказываются повиноваться. Но зрители спокойны, ведь все происходящее нереально, это сказка, в которой по традиции будет хороший конец.
К солдатам придет Снегурочка и заберет их с собой, в далекое счастливое и беззаботное прошлое: наступил долгожданный день рождения, но обещанного велосипеда среди подарков не оказалось. Не было его и на Новый год. Наверно Дед Мороз забыл его принести. Но что это? Это вовсе не Снегурочка, а подруга одного из двоих, с которой ему предстоит выяснить отношения. Потом друзья ощутят знакомый вкус табачного дыма и вспомнят свои детские сны. Затем они дергают свой рубильник и, усыпанные разноцветными конфетти, следуют за Снегурочкой, навстречу Деду Морозу, в мир детских сказок. Вот так красиво у Евгения Гришковца к ним приходит смерть.
Эта пьеса представляет собой очень яркое театральное действо, с мизансценами, спецэффектами, выразительной игрой Валерия Гаркалина и Андрея Панина. Спектакль получился забавным и интересным, но из него ушло то трогательное очарование, которое было в оригинале. Для иного результата его создателям следовало бы вспомнить свои собственные детские страхи и радости, осознать свои первые разочарования, ощутить вкус первой боли и потери.