Тень Гамлета меня тревожит

Во время летних отпусков в столице практически невозможно застать ни одного артиста. Каждый из них уезжает на курорты, дачи и т.д. Жертвуют своим отдыхом лишь те актеры, которые принимают участие в антрепризах, пользующиеся востребованностью в связи с отсутствием стационарных трупп.

Как правило, их выступления происходят на площадке под названием «Содружество актеров на Таганке». Невозможно не обратить внимания на афиши, где написаны имена Татьяны Васильевой и Валерия Гаркалина. Застать Гаркалина в своей квартире достаточно сложно, поскольку каждый раз при разговоре по телефону мне отвечали, что он находиться в ГИТИСе. В тот момент, когда наша встреча все же состоялась, я поинтересовалась у Валерия Борисовича, чем он занимается в летний период в ГИТИСе.

- В прошлом году в театральном институте я занимался преподаванием актерского мастерства, в этом же мне позволили набрать собственный курс. Хочу отметить, что это довольно увлекательное дело. На протяжении всего июля мы занимались просмотром бесконечного числа желающих поступить в ГИТИС. Это очень занимательно, учитывая, что абитуриенты не посмотрели на то, что престиж нашей профессии резко упал. Наверняка им сложно представить, насколько этот путь сложен. Хочется верить, что, даже зная об этом, они бы не отказались от выбранного направления.

Желание работать на сцене и превращаться в другого человека — это некая болезнь, возникающая в сознании человека неосознанно и развивающаяся в настоящую страсть. Именно поэтому мы должны давать студентам не только те навыки, которые являются профессиональными, но и внушать им, что, не зная русскую культуру, литературу и поэзию они не смогут донести себя до зрителя, а будут лишь играть роль марионетки в руках режиссеров. Мне очень не хочется, чтобы количество дилетантов увеличивалось, поскольку их и так хватает. Именно это служит причиной того, что я решил набрать собственный курс.

- Только что вы сказали о том, что путь актера — сложен, можете ли вы сказать это и о себе?

- Конечно.

- Мне известно о том, что вы начинали карьеру актера в кукольном театре, приложив немало усилий для того чтобы заслужить статус драматического актера. На протяжении десяти лет вы являлись ведущим исполнителем в Театре сатиры, а теперь оказались в антрепризе.

- За эти годы я сумел вывести свою формулу успеха, которая лишена хитрости, но всегда действенна. Эта формула заключается в том, чтобы всегда совершенствоваться над самим собой. В противном случае можно перестать быть интересным для самого себя, а значит и для других. Иногда мне говорят о том, что у меня есть имя и в жизни мне легче, чем остальным. На это мне остается напомнить собеседнику о том, что и ответственности на мне также больше, поскольку зрители приходящие посмотреть на мою работу не хотят видеть фальшь. Особенно четко удалось мне это усвоить именно в антрепризе. Оказавшись в том или ином уголке страны, я вижу, что люди тратят последние гроши, покупая билет на артистов, причастных к столичному искусству.

Во время длительной работы в репертуарном театре невольно начинаешь привыкать к стабильному и постепенному ритму, а потом начинаешь жить, словно по расписанию: до обеда репетиции, после обеда спектакли. Эти спектакли изучаются актером досконально и сложно ожидать от них чего-то нового. При этом можно быть уверенным в том, что антрепризная постановка будет жить до тех пор, пока зрители будут ею интересоваться. В связи с этим приходиться находиться в боевой готовности.

- Можно ли говорить о том, что вы не переживаете из-за разногласий с Художественным руководителем, работающим в Театре сатиры, ведь именно после этого вы стали играть только в антрепризе?

- Теперь конечно не переживаю, поскольку я все равно занимаюсь своим любимым делом. Хочется верить, что и Татьяна Васильева не станет переживать из-за работы лишь в антрепризе. Плюс такой работы в том, что я сам могу делать свой выбор. Если мне хочется участвовать в каком-либо театральном проекте, то я это делаю. Я многому научился у молодого, но очень талантливого режиссера по имени Виктор Шамиров, с которым работал в спектакле под названием «Трактирщица». Да и с партнерами мне повезло: Таня Васильева, Костя Юшкевич, Витя Раков. Странно одно — этот спектакль был практически забросан камнями со стороны критиков, а публика восторженно его приняла.

- Блуждающая звезда… Это о вас?

- О том звезда ли я вообще или нет, нужно рассуждать зрителям. О том блуждающий ли я артист скажу сам. Возможно это так, но не в большей степени, чем большая часть московских актеров. Я не принимаю участие в кастингах, я всегда получаю приглашение на конкретную роль. Мне не сложно влиться в уже готовый спектакль, но только в том случае, если он действительно интересен.

Одним из таких спектаклей является «Козленок в молоке», пьеса Юрия Полякова. В какой-то момент ко мне обратился режиссер этого спектакля и попросил о помощи — я должен был сыграть определенную роль вместо того актера, который ушел. Я принял это предложение и ни разу об этом не пожалел. Конечно, я люблю классику, но я готов копаться в психологии современных людей, изучая ее светлые и темные стороны. Все это не означает, что я хотел бы стать героем-суперменом. Мне хочется играть простых людей. Я уверен, что зрители также любят персонажей, которые похожи на каждого из нас.

Меня поражает фильм под названием «Женщин обижать не рекомендуется», поскольку он наполнен нежностью, теплотой, а судьбы людей, о которых рассказано в нем, необычайно интересны. Я с удовольствием принял предложение от Валерия Ахадкова поучаствовать в следующем проекте совместно с Татьяной Васильевой. Сейчас я не хочу говорить, что это за проект, пусть сохраниться некая интрига.

- Возможно, это будет тайной, но вот тот факт, что вы репетируете роль Гамлета в Театре им. Станиславского уже давно не является секретом.

- Несмотря на это мне не хотелось бы об этом говорить заранее, поскольку предложение, поступившее от Дмитрия Крымова, является для меня великой ношей. Известному театральному художнику пришло в голову использовать в этой постановке неосуществленную его отцом по имени Анатолий Эфрос режиссерскую экспликацию пьесы Шекспира. Хочется верить, что мы все сможем её реализовать, а пока мне остается скрещивать пальцы и учить текст своей роли.