Инопланетный сын Валерия Гаркалина

Канал ТНТ представил вниманию зрителей сериал «Гуманоиды в Королеве», в котором младшего инопланетянина Толика удачно воплощает актер Лаборатории Дмитрия Крымова — Сергей Мелконян. Кто же он, этот пришелец, которому довелось стать самым известным, после Алисы Селезневой. Об этом нам рассказывают «Дни» в ленте рассказов, посвященных артистам, ставшим популярными благодаря ТВ и кино.

Выйдя в свое время из одного из интереснейших и экстравагантных театров — школы драматического искусства Анатолия Васильева, к сожалению, Лаборатория не получила пока широкой известности. Но это не мешает лаборантам на протяжении уже двух лет, находясь в здании на Поварской и Сретенке, играть в спектаклях. Их репертуар: «Донкий Хот» — своеобразное изложение «Дон Кихота» Сервантеса, «Торги», состоящие из четырех пьес Чехова, «Демон», отмеченный премией «Золотая маска», и визуализированная постановка по Платонову — «Корова».

Сергей Мелконян, имеет в архиве несколько побед в международных конкурсах и сотрудничает с Лабораторией Крымова с самого ее основания.

Две школы

Постановки Лаборатории кажутся невесомыми, словно вы импровизируете. Это так?

Да, это действительно так. Примером служит спектакль «Торги» — кажется, что импровизируем, но на самом деле все заранее оговорено. В нем не только слова Чехова, но и текст, который я сам придумал. Когда приходит солдат забрать то, что мы для него приготовили, в полной тишине я произношу: «Все взял». Этот эпизод мы придумали сами. Реакция у зрителей положительная. Мы можем в течение получаса просто перекидываться словами, а затем, неожиданно, запеть в классическом стиле. После этого можем сами себя похвалить, сказав что-нибудь, вроде: «Нормально спели».

Вы, с Максимом Маминовым (артист Лаборатории Крымова) производите на сцене впечатление очень смелых парней, а в жизни ты часто смущаешься?

Да, я очень стеснительный человек, для начала всегда приходится привыкать к новой компании, но затем все устаканивается. Вот, если ты находишься в обществе не очень приятных тебе людей, то лучше затаиться. К примеру, в «Торгах» я произвожу впечатление эдакого уверенного в себе человека — хулиган, повеса. Благодаря надетому солидному плащу — выгляжу взрослее. Но вот в «Донкий Хоте», к которому я еще не успел привыкнуть, так как это наш первый спектакль — пока неуверен.

Тебе сложно привыкнуть к чему-то новому, а к Гаркалину долго привыкал в сериале?

Да нет, мне довелось быть его студентом в ГИТИСе в течение трех лет. У нас очень хорошие отношения, он ко мне по отечески внимателен, но субординацию мы соблюдаем. Он мне помогает, доверяет, не проверяет каждый мой шаг, вот если бы он меня пилил за каждое действие, было бы, не все так просто. Валерий Борисович мой учитель, он знает, как сделать так, чтобы я начал играть лучше. Но в случае, если я чего-либо не понимаю, может и побить в шутку — но ему свойственно такое обращение со всеми учениками, взять и дать затрещину. Хотя, конечно же, он меня очень любит.

К кому ты больше прислушиваешься как к учителю — Крымову или Гаркалину?

Смотря где и когда. Первые мои выходы на сцену связаны с Крымовым. Он меня не ломал, пользовался тем, что уже наработано. Взять те же самые «Торги» — здесь все актеры являются тем, чем являются в жизни — никто никого не играет. Только с уклоном в сторону Чехова, более лиричные. Крымов, словно художник, использует нас как краски. А гротеска и лирики уже добавлял Гаркалин.

В чем ты видишь свое амплуа?

Я еще не определился. В комедийном жанре сложнее — именно поэтому и интереснее. Но у нас не комедия, мы импровизируем, «плаваем». В спектакле «Optimus Mundus» Ксении Эйхенбаум преобладает импровизация и усилен гротеск, получается этакая комедия масок.

Если брать за основу сериалы, то там тоже есть свое веселье и интерес. Увлекательно работать с Гаркалиным, с Васильевым. Публика смеется, не смотря на то, что мы-то занимаемся серьезным делом. Это же замечательно, если нет ощущения того, что люди выкладываются на все сто, хотя так оно и есть.

Везунчик

А на кого тебе хотелось бы быть похожим?

Очень любил в детстве американские пародийные фильмы. «Горячие головы». Очень нравится, как играет актер Джим Керри, то, как он кривляется, больше никому не удается! Луи де Фюнес поражает своим гротеском — такого в жизни не встретишь.

Школа Гаркалина и то, чем мне пришлось заниматься до него, наложила на меня большой отпечаток. В школе участвовал в театральных постановках, играл Апломбова в Чеховской «Свадьбе». Помню, был какой-то фестиваль, и мне в шутку сказали, что мой стиль игры похож на Гаркалина. Прошло шесть месяцев, и я стал его учеником, а спустя несколько лет уже играл его сына. Интересное начало автобиографии.

Тебе довелось принимать участие в школьной самодеятельности, а не боишься того, что опыт работы в самодеятельном театре способен не лучшим образом отразиться на будущей карьере артиста?

Это все зависит от театра. К примеру, тот, в котором я принимал участие — ШЭСТ, основывался на самостоятельности. Нам самим приходилось делать сценки, которые режиссер вставлял в спектакль. Преподавали науку нам ребята, которые были выпускниками. Сейчас уже и я там преподаю — благо театр находится недалеко от моего дома, в Жуковском, так, что это еще и удобно.

Своими результатами можем по праву гордиться, на Дельфийских играх нам присудили «золото». С детьми я занимаюсь уже третий год. В процессе обучения, когда объясняешь материал, сам начинаешь лучше познавать свой предмет. В пору моей там учебы, преподавателем был Лешка Додонов, в то время он преподавал у Авангарда Леонтьева во МХАТе. Отличный педагог, замечательный артист! В данный момент он играет Оливию в «Двенадцатой ночи» Донована, старый спектакль.

Получается, что тебе достаточно легко доставалось в плане творчества?

Да, можно сказать, я везунчик — без труда поступил в ГИТИС, прямо с курса попал в театр.

Старался попасть всюду, но не проходил дальше первого прослушивания. Гаркалина я взял анекдотами, он меня сразу зачислил на второй курс, куда проводил добор. А Крымов нас с Максимом взял на свои спектакли — «Недосказки» и, тогда еще только запланированного, «Донкого Хота». Так сложилось, что мне еще не приходилось попадать в те ситуации, где требовалось бы понервничать и доказывать свои способности. Первый раз пошел на пробы и сразу удачно — Валерий Борисович заметил, что было бы хорошо нам вместе поработать.

Я окончил музыкальную школу по классу фортепьяно — питаю слабость к классической музыке. Но уже не был в состоянии играть — так замучился. Я тогда еще подумал, что навряд ли мне в жизни пригодится музыкальное образование, так что, после получения диплома, я на следующий же день все забыл. А когда поступил в институт — тут то и пригодился вокал. Так что без музыки никуда.

Обычно не хватает времени на то, чтобы просто послушать музыку. Когда я остаюсь один — я использую время, чтобы просто отдохнуть.

Как ты вживаешься в роль, приходилось ли вдумываться в символику имени героя, чтобы лучше его понять?

А всех кого я играю, обычно, непонятно как зовут. Даже в «Донком Хоте» никому не придет в голову позвать «Эй, Донкий Хот!» Мне досталась роль человека без имени. Если бы режиссер сказал мне обратить внимание на то, как зовут тех людей, которых я играю, мотивирую это важностью, то тогда бы я задумался. Но мне не доводилось встретиться с тем материалом, где это было бы действительно важно. Вот играю я Васю в «Корове» или Толика в сериале. Кто такие эти Толик и Вася, по сути, неважно.

Я стремлюсь всюду быть разным, я еще ищу себя. Многие меня не поймут, для некоторых 21 год это уже какой-то предел, когда уже стоило бы определиться со своим местом и статусом в жизни. Как по мне, так 21 — мало!

Я еще не задумываюсь над итогами прожитой жизни, не стремлюсь дать своим действиям оценку — что сделал, что нет, чего не добился. Я считаю, что для своего возраста, когда только два года назад окончен институт, все у меня нормально. Я занят в одном из лучших театров Москвы. Занимаюсь любимым делом, в компании тех людей, которые мне нравятся. Если все продолжится в этом же русле, я буду считать, что жизнь удалась, мне не придется идти против себя. Я дружу с теми людьми, с которыми работаю.

Глазами окружающих

В самом начале беседы заметно, как Сергей смущается, ерзает на стуле, не поднимает глаз, но с ходом беседы заметно расслабляется, показывает свою улыбку, обнажая белоснежные зубы и ямочку на подбородке, которая, по его словам, досталась от отца.

Как восприняла семья твое увлечение театром?

Сестра стала моей самой главной поклонницей — посещает спектакли, да и сериал не пропускает. Папа относится спокойно — я делаю свое дело. Когда я только поступал в театральный институт, тогда было видно, что ему не очень это нравится, но, по большому счету, никто никого не спрашивал. Они довольны, что я занимаюсь тем, что мне действительно нравится, да еще и платят мне за это. Конечно, по началу, папа говорил, что это вовсе не профессия, не то, что сталевар, инженер. Сейчас уже смирился, просто раньше боялся, что это мой неосознанный выбор. Приходил смотреть мои спектакли, мама тоже, но не ругает и не хвалит, а просто говорит — хорошо.

Что за публика приходит на ваши спектакли? Собираете полный зал?

К сожалению, у нас не самый популярный театр, хоть и относится к одним из самых лучших. Когда люди интересуются, в каком театре я играю, оказывается, что многие про такой вообще не слышали. Очень трудно все это. На «Торги» мало кто ходит, жаль, хороший спектакль. На «Донкого Хота» ходят — видимо сказывается знакомое название. Приходят на «Демона», так как он «Золотую маску» получил. А вот на «Optimus Mundus» всегда аншлаг — 12 человек собрать дело нехитрое. Таково условие Лаборатории Дмитрия Крымова, на этом спектакле может присутствовать не более 12 зрителей.

Разумеется, было бы приятно, если бы после представления, кто-то подошел, что-то сказал. А в основном только по поводу сериала все высказываются, дети подбегают — автографы просят. Они пока ничего не понимают, хотя, с другой стороны, именно из них вырастет та публика, которая в будущем будет приходить на, те фильмы, в которых я буду сниматься.

Сам редко куда-то хожу — нехватка времени сказывается. Разве что на «Три сестры» Донована — он мой друг, недавно приезжал вместе с труппой на гастроли. Еще мне понравился Гоголь Панкова, очень понравился. Надо, конечно, ходить, сам себя ругаю, но, то времени нет, то желания.

В работу вкладываюсь не больше и не меньше, чем все. Столько сколько надо, чтобы хуже не работать. Гастролируем, были с театром в Лондоне, Нью-Йорке, Венгрии, Америке, Финляндии. В России посетили только Питер и еще несколько городов с антрепризой. Ездили с Гаркалиным в Саратов — принимаем участие в одной антрепризе. В Америке был недолго, но мне там не понравилось, хотя надо бы внимательнее рассмотреть. Стоило бы язык выучить, но пока руки не доходят.

А после окончания музыкальной школы не хотелось играть в группе, на тех же клавишных, к примеру? Как-то развивать свои таланты?

Мне хочется заниматься тем, что я могу делать качественно. В институте пел Джеймса Брауна «Ай фил гуд», но никогда не брался вести свадьбы. Ростом не вышел, да и наглости не хватает. К тому же не очень приятно — ты работаешь, а люди едят. Приятно посмотреть на стенд-ап, бывают очень смешные вещи, если только не пошлые. В Америке этот жанр давно популярен, они способны смеяться всегда и над всем, но я не хочу этим заниматься. В тот же вечер, когда упали башни-близнецы, они выложили шутки в интернет. Возможно, они так расслабляются, через юмор?

Что ж плохого в том, чтобы снимать стресс через шутку?

Ничего, я тоже любитель посмеяться надо всем, в том числе и над собой. Мне частенько доводилось за границей попадать в нелепые ситуации из-за незнания языка. Без чувства юмора очень тяжело. Да и неприятно общаться с людьми, которые шуток не понимают.

С какими людьми ты предпочитаешь не связываться?

С опаской отношусь к людям, которые часто меняют свое мнение, не люблю категоричности в суждениях. Я слишком мало чего знаю, чтобы указывать кому-либо, как и что надо делать.

Но есть, же что-то, в чем ты хорошо разбираешься?

Я достаточно хорошо разбираюсь в актерском мастерстве, но вот с литературой и историей у меня большие проблемы. Русский театр у нас в ГИТИСе вела Пивоварова Наталья Сергеевна. Пора экзамен сдавать, а я только что с больничного, месяц проболел и сразу к ней, а знаний ноль. У меня тогда все из головы вылетело, даже про Вахтангова, про которого всегда много знал, забыл. Четверку она мне поставила, но сказала: «Вы, конечно, не баклажан, но овощ». Вот ей, как педагогу, позволительно быть категоричной. Придя к нам на «Торги», сказала, что гордится, что я был ее учеником. Хорошая женщина.

Вообще не буду разговаривать с человеком, который скажет — все плохо, я бы сделал лучше, когда я знаю, что сделано все хорошо. Я же старался, в конце концов! А ты, если можешь лучше — иди и сделай. О чем с ним говорить?

Придаю большое значение внешним данным, мне, как артисту, это очень важно — приходится следить, чтобы не удариться и не наставить лишних синяков. Конечно, не до такой степени слежу за внешностью, чтобы с утра бежать к зеркалу наводить макияж и выщипывать брови. Даже на спектаклях мы практически не пользуемся гримом. На съемках приходится, но там это делаешь не ты.

Я простой, обычный, возможно, обаятельный — будь я не таким, разве было бы приятно посмотреть на меня на сцене или в сериале? С крымовского курса художники даже предлагали меня нарисовать, а что, было бы интересно, я бы повесил портрет на стену. Хотя у меня даже портфолио нет — не нравится мне позировать. Да и перед камерой поначалу обуревает смущение.

Вероятно, ты эмоциональный и хваткий, сходу все схватываешь?

Я актер по природе своей. Даже с друзьями, с девушкой, когда отдыхаю, не могу не играть. Способен отреагировать на любые вещи, что-то увидел — тут же спародировал. Частенько не только окружающие, но и я сам от себя устаю. Я молод — надо быть романтиком и веселиться. И никак иначе.