Профессия лечит

Валерий Гаркалин популярный актер, снимающийся и в кинофильмах и сериалах, недавно вновь работал на съемочной площадке под режиссурой Бориса Грачевского в картине «Крыша».

Известный актер приступил к работе сразу после выписки из больницы, где он перенес операцию на сердце. В гастрольном туре у него случилось два приступа инфаркта подряд, от которых он оправлялся длительное время. Но от предложенной роли Валерий не отказался.

- Наша встреча с Борисом произошла совершенно случайно в кафе при театре. Как только он увидел меня после болезни с бородой, похудевшего после болезни, сразу решил, что я то, что ему нужно. Он предложил мне роль, от которой я не смог отказаться. Такая интересная для меня судьба героя. Музыкант с трагической судьбой, так и не ставший известным, благодаря своей скрипке. Он находиться в глубокой апатии, размышляя, что зря прожил свою жизнь… Это роль, хотя и не является главной, кажется мне достаточно важной в истории картины.

- Почувствовали проблематику творческого человека? В современном мире часто удается встретить талантливого творческого человека? Говорят их сейчас нет или размах не тот.

Ключевой вопрос далеко не в личности. Это воспитание, формируется человек в процессе работы с ним. А таланты они были, есть и будут. И сегодня есть Евтушенки и Беллы Ахмадулины в обществе. Только вот литература пообмельчала, состояние пустоты, поверхностности какой-то. То о чем вы говорите есть и в драматургии.

Вот вспомните, как раньше было тяжело поступить во ВГИК, да в любой литературный институт поступить было сложно. Требовалось написать огромное количество работ, пройти серьезные творческие испытания. Только в этом случае такие именитые творцы как Твардовский и могли взять на обучение очередную Ахмадулину. А сейчас? Просто и легко поступить. Вот он корень всех проблем, основа то театра, кино — литературные произведения, а им сейчас мало внимания уделяется.

- Вы педагог ГИТИСа, как у вас в этом плане? Есть интересные личности?

- Преподавательством все мастера увлекаются. Ведь навык можно передать в отличие от таланта. Все что для этого необходимо чередование кнута и пряника. А ездить на велосипеде и лесного медведя научить реально. Терпение да желание — вот основа.

- Значит, кнут, и пряник все же используете в практике?

- А куда без них, приходиться иногда и дрессировать.

- В прошлом вы говорили, что о себе разговаривать сложно. А актеру поведать миру правду о себе еще сложнее.

- Да не знаю я себя. «Я знаю, как на мед садятся мухи, Я знаю смерть, что рыщет, все, губя, Я знаю книги, истины и слухи, Я знаю все, но только не себя», — цитирую Франсуа Вийон… Артист такая профессия, его знают зрители, они его любят. Но знаем ли мы себя сами, сильно сомневаюсь.

- Также вы сказали когда-то, что все в природе изменчиво, а мир все время обновляется. В вашей жизни такой закон природы присутствует?

- Наверное, присутствует. Я считаю, что жизнь должна быть гармоничной, ведь если нарушено равновесие внутренних весов это может вызвать не только тяжелые болезни, но и просто случай. Вот у Булгакова очень точно описано. Вышел человек на улицу и под трамвай попал. Ну и злиться тоже не следует, по крайней мере, сильно.

- Ваше лечение во Франции не натолкнуло на мысль там остаться постоянно или временно. Ведь уровень жизни выше, экология получше, медицина качественнее?

- За границей такое понятие как носитель языка становиться очень близким. Я изучал английский в советской школе, поэтому если понимаю кого, то только такого же плохо говорящего. Во Франции постоянно приходиться говорить на английском языке, для меня это сложно, так как то чему нас учили, мало соответствует действительности.

Некоторые люди, говоря на английском со мной, просто начинали переходить на французский, сами того не замечая. В палате был случай, сосед по несчастью, вдруг, заговорил на французском, а я ему известный отрывок из «Бородино»: «Скажи-ка, дядя, ведь недаром Москва, спаленная пожаром, французу отдана? Ведь были ж схватки боевые — да, говорят, еще какие! Недаром помнит вся Россия про день Бородина!». Он несчастный опешил, посмотрел в окно и сказал что-то. Я потом попросил Нику перевести, оказывается, извинился. Просто прочел я стихи как настоящий артист, громко и с выражением. И взгляд строгий у меня был тогда.

- Ваша недавняя, тяжелая сердечная болезнь — два инфаркта подряд, это же тяжело? А вы все также счастливы? Как это происходит?

- Да, а я думал у вас нехорошее впечатление сложиться. Напишете, что слаб, не может с болезнью справиться, болезненный такой…

- Не думаю, вы хорошо выглядите, как будто в насмешку над несчастьем.

- В моем случае подходит сцена мышеловки из Гамлета, с новым переводом как в спектакле у Димы Крымова. Клавдий понимая, что скоро его поймают, ведет себя весело и непринужденно. А на вопрос Гамлета о причинах такого поведения отвечает, что более ему ничего не осталось. Я в этом спектакле Гамлета играл.

- Но вам многое остается. С такой энергией вы справитесь с любой болезнью.

- Вы знаете, пару лет тому назад я бежал в метро — торопился на поезд. Когда добежал и запрыгнул в вагон, один из людей, бежавших со мной, сказал, что я обладаю большой энергией, которая меня когда-нибудь сильно выручит. Будем надеяться, что так оно и есть.