Как Валерий Гаркалин стал «Оборотнем» в погонах

Российские актеры, Валерий Гаркалин и Татьяна Васильева, если уж и соберутся в Челны, то с пустыми руками никогда не приедут. Несколько лет назад они привезли «Ботинки на толстой подошве» (спектакль с их участием, принятый зрителями на ура), а теперь прихватили «Бумеранг».

Это комедия-экспромт, которую представит вниманию челнинцев театральная компания «Театр нового поколения» в КДК КАМАЗа 3 октября. А перед приездом любимых артистов мы позвонили в столицу Валерию Гаркалину, попросив ответить на несколько вопросов «Вечерки».

- Лично для себя, Валерий Борисович, я открыла вас, как замечательного актера, после того, как вы сыграли в картине «Белые одежды». Я только прочитала знаменитый роман Дудинцева, и мое представление о центральном персонаже полностью совпало с версией в кино. Скажите, а для вас самого данная роль чем-то запомнилась?

- Безусловно, она из разряда моих этапных ролей. Суть в том, что я являюсь комедийным актером и таковым себя считаю. Долгое время я проработал в театре кукол, затем в знаменитом Театре сатиры. И каждый спектакль с моим участием был сделан в жанре комедии, они эксцентричны, гротескны. А в киноленте «Белые одежды», мне было сделано предложение, сыграть совершенно другую роль, где необходимо было применять иные актерские средства, с помощью которых я бы смог рассказать о той жизни, о людях той драматической эпохи серьезно, а не смешно, понимаете? Кроме того, мне достался герой, совершенно не похожий на меня. Поэтому данная работа была крайне важной и, повторюсь, этапной.

- У вас амплуа актера комедии. Вы уже сказали, что в картине «Белые одежды» вам досталась роль, которая кардинально отличалась от предыдущих работ. А в целом, вы пытаетесь каким-то образом выйти за рамки комедийного актера? Или считаете, что нет смысла сворачивать с проторенной дорожки. Действительно, стоит ли менять амплуа, когда все так успешно складывается?

- Нет, я убежден в обратном. На мой взгляд, если уж и говорить со зрителем в качестве актера, то исключительно посредством смешного и о серьезном. В этом случае публике это доступно и сразу попадет не в бровь, а в глаз. Потому глубоко верю, что нужно работать в этом амплуа. Это очень сложно, интересно, необычно. А что касается «Белых одежд», то данный опыт продолжается.

За текущее лето я сыграл сразу в двух фильмах, где мои роли были явно не комедийными. Это сериалы о нынешнем времени с не очень положительными героями. Буквально на днях вернулся из Твери, где завершились съемки киноленты «Оборотни» в погонах». В этом фильме я играю большого милицейского начальника, персонажа, являющегося убийцей и негодяем. Посмотрите эту картину, и вы сможете увидеть совсем другого Валерия Гаркалина.

- Многие актеры в понятие «являться свободным художником» вкладывают то, что они не служат в репертуарном театре. А вы являетесь свободным художником?

- Конечно! Однако при этом я все-таки служу в театре-студии «Человек», в котором находится моя трудовая книжка. В противном случае, я не был бы гражданином своего государства. Годы идут, и я, разумеется, тоже помню, что придет и пенсионный возраст. В данном театре-студии я играю много лет в спектакле «Стриптиз» и с уверенностью заявляю: здесь замечательный коллектив и замечательный режиссер.

- Сегодня вы относитесь к самым востребованным актерам страны. Как вы полагаете, благодаря чему сумели попасть в обойму и так сильно понравиться капризной госпоже Удачи?

- Были времена, когда эта капризная госпожа была ко мне совсем неблагосклонна, и я созерцал ее красивый, но затылок. А чтобы не рассердить судьбу, приведу фразу булгаковского Воланда: «Никогда не проси ничего, сами придут и предложат». Надо работать и верить, что подобное случится. Могу поделиться еще одной фразой, которая мне чрезвычайно нравится: «Нужно помнить, что все дороги, которые мы выбираем, приводят в тупик. И еще: дорога, которую ты выбираешь, она одна из тысячи. И главное не то, куда приводит эта дорога, а то, как ты ее пройдешь».

- Странно, а почему все дороги приводят в тупик?

- Дело в том, что результат и является тупиком. Ты в чем-то добился успеха, а затем опять надо что-то искать. Результат значим, но не это главное. Важнее процесс, путь, по которому ты к нему пришел.

- Распространено мнение, что актерская дружба — явление довольно редкое. Причина — непосредственно в профессии, а если быть точнее, в конкуренции между актерами, что мало способствует дружеским отношениям. Скажите, вы имеете среди актеров настоящих друзей?

- Согласен с вами, определенная борьба и состязательность имеют место быть. Но это никогда не помешает нашей дружбе с такими замечательными актерами, как Саша Балуев, Андрюша Панин, Саша Феклистов, Игорек Златовицкий. Это одни из моих лучших друзей вообще, не только в актерской среде. А что касается женщин, то я уже много лет дружу и работаю с Таней Васильевой. Речь идет о настоящей преданной дружбе, несмотря на то, что ежедневно мы вдвоем выходим на подмостки, играем, завоевываем сердца своих зрителей. А вообще, дружишь-то не с актером, а с человеком. Мои пристрастия, как человека, на первом месте, они вовсе на актерские амбиции не похожи.

- Кстати, увидев на афише ваше имя, ни минуты не сомневалась, что рядом окажется имя «Татьяна Васильева». Вы имеете такой крепкий творческий союз, с которым могут, наверное, сравниться единицы. Что у вас общего с Татьяной Григорьевной?

- Здесь большую роль играют художественные убеждения, чего ты добиваешься, к чему стремишься. Вы знаете, каждый из нас имеет своя келью творческого одиночества. И никто из артистов не пустит туда чужого человека. Но какое блаженство, если вблизи будет находиться еще одна келья, в которую есть возможность зайти погреться, где тебя накормят, выслушают. Или, наоборот, у тебя есть возможность принять друга на своей территории, и это тоже большое счастье. В искусстве нужно жить не в одиночестве, а распевать на два голоса.

- Кажется, у Андрея Вознесенского встречаются такие слова: «Пошли мне Господь второго, чтоб вытянул петь со мной». А вы, получается, отыскали, с кем можно петь на два голоса?

- Отыскал. Татьяну Васильеву, которую я безмерно уважаю и как друга, и как актрису. Это очень независимая, самостоятельная женщина. У нее довольно большая семья, взрослые дети, с которыми она носится, возится, решает их проблемы. И все это делает в одиночку — она живет без супруга.

- Валерий Борисович, челнинские театралы 3 октября смогут вас увидеть в спектакле «Бумеранг». Чем этот проект смог привлечь лично вас?

- Это замечательная комедия драматурга из Франции, чрезвычайно большого выдумщика. В спектакле есть все, что я люблю — парадоксы, неожиданные повороты. Обожаю играть в пьесах, которые наполнены таким содержанием. Самому зрителю интересно следить за поворотами судьбы.

Кроме того, тем и замечательна комедия, что если разговариваешь с публикой на серьезные темы о вопросах человеческого бытия, то надо делать это посредством смешного. Именно таким образом то, что ты желаешь донести до зрителей, доходит быстрее и вернее. Юмор расслабляет людей, делает их более открытыми. Еще один фактор — команда, которая делает этот проект. Мы сотрудничаем с Лешей Кирющенко, молодым режиссером, который мне знаком по комедии «Чонкин», поставленной им с молодыми артистами Театра на Таганке.

В труппу я влился с большой радостью и до сих пор в этом спектакле играю капитана Милягу. Когда Алексея пригласили режиссировать «Бумеранг», мы получили от работы с ним огромное удовольствие. Зрителя ждет встреча с невероятно бурлящей и острой комедией. Его ждет фейерверк с участием молодых артистов. Придете — не пожалеете.