Сидя в зале, я забываю о своей профессии
По настоящему талантливого, заслуженного артиста России Гаркалина Валерия Борисовича смогли оценить довольно поздно, только, когда актеру исполнилось 30 лет. Первыми его талант заметили театралы, когда он играл свои спектакли в Театре сатиры. А для всех, он стал известным и популярным после выхода на экраны фильма Меньшова Владимира «Ширли-мырли», сыграв в этом фильме не одну роль. Один из самых известных и популярных актеров накануне своего юбилея встретился с журналистом «Новых Известий».
- Валерий Борисович, скажите, Вас ведь достаточно долгое время в актерские вузы не желали принимать, а сейчас, Вы работаете преподавателем в РАТИ. И как Вы поступаете, что бы разглядеть будущего известного артиста в абитуриенте.
- Должен сказать, что спустя столько времени, когда я поступал, теперешняя педагогика особо не изменилась. Воспитать из обычного студента, настоящего известного артиста — работа неблагодарная. Это сделать практически невозможно. И об этом знают все, в том числе и театральные учителя. Поступить и обучаться в театральном вузе — занятие сугубо индивидуальное для каждого студента. Искусство понятие субъективное, причем в одинаковой степени и для его создателей, и для созерцателей, так как каждый индивидуум имеет свое личное, субъективное понимание и восприятие реальности и других подобных понятий. Об этом всегда нужно помнить и иметь ввиду. Поэтому педагогическая практика требует умения понимать и чувствовать свои собственные ощущения.
У одних студентов, могло бы не получиться обучаться на моем курсе. А другие студенты, наоборот не смогли бы себя полностью раскрыть, обучаясь у другого преподавателя. Ведь не зря ГИТИС имеет очень большое количество разных мастерских, где каждый студент сможет найти именно то, что ему нужно. Здесь самое главное, к чему лежит у тебя душа, что говорит тебе твое сердце и при всем этом опираться на интуицию. Поэтому советы здесь давать сложно.
- А Вы как зритель любите ходить в театр? Или у Вас не получается отвлечься от профессионального взгляда?
- Нет, что вы! Когда я нахожусь в зале, я забываю обо всем и просто наслаждаюсь спектаклем. Когда я работал в Театре сатиры, меня просили побыть зрителем и посмотреть спектакль, и видя меня в зале Плучек, на весь зал кричал: «Ну, если Гаркалин смотрит, то работу нужно принимать!». Когда я смотрю спектакль то я зритель, а не артист, поэтому у меня не возникает предвзятого отношения к тому, что происходит на сцене.
- Интересна ли Вам карьера и успехи ваших коллег? Проводите ли Вы аналогию между своими личными успехами, и теми которых добились Ваши коллеги?
- Да, безусловно. Все те с кем я встречался по жизни, кто был мне дорог, те актеры, с которыми я работал, всегда в моей памяти и я о них часто вспоминаю. Я наблюдаю за их профессиональной деятельностью, за их творчеством. И они мне помогают, своей поддержкой, вниманием, приходят на все мои спектакли. Актерский коллектив, он намного сплоченнее и дружнее, чем кокой — ни будь другой. Я сомневаюсь, что режиссер смотрит чужие работы с большим интересом, нежели свои. А мы актеры дружные и живем как одна большая семья. Мы готовы прийти на помощь друг другу, ругаем если что-то было не так, но и хвалим за прекрасно проделанную работу.
- Вы говорили, что после ухода из жизни основателя за ним уходит и театр. Какие остались у вас воспоминания, от Театра сатиры в то время когда им руководил Плучек Валентин?
- Я уверен, что Плучек Валентин Николаевич талантливый, замечательный человек и прекрасный руководитель. Плучек В.Н. руководил Театром сатиры долгих 49 лет и все это время он относился к своей труппе с трепетом и любовью. И, наверное, вот этим, он от других руководителей и режиссеров и отличался. Плучек был большим театральным гением, а не просто режиссером, он мог организовать репертуар для театра, а самое главное мог организовать труппу. Он проявлял заботу ко всем, кто находился в театре.
Мне сильно нравилось работать вместе с ним, не обращая внимания на то, что он был любителем поспорить. Ведь спор мог затянуться с ним на очень продолжительное время. Но в тоже время, он имел способность выслушать артиста, и если, он оказывался прав, то мог и согласиться. Совсем недавно на улице я встретил одного артиста Театра сатиры, с которым мы не виделись с того времени, как я ушел из этого театра. И мне он тогда сказал: «Интересно получается. Когда был жив Валентин Николаевич, мы все высказывали свое не довольство, указывали на его не молодой возраст и переборчивость в своем репертуаре. А я ему твердо ответил: «Но не стоит забывать, что тогда мы все выходили на сцену и не по одному разу за неделю. А сегодня все по-другому. Многие артисты не выходят на сцену и по месяцу, а то и по два.
- Вы принимали непосредственное участие в постановках Валентина Николаевича в таких как «Горячее сердце», «Ревизор», «Клоп». И за хорошо проделанную работу он хвалил вас? Расскажите о спектакле, «Укрощение строптивой» который вы делали вместе. Ведь когда он ставился, то у театра было достаточно тяжелое время.
- Да именно так. Плучек и его театр в то время пережили большое горе. Практически одновременно умерли Миронов Андрей и Папанов Анатолий два талантливейших актера. После смерти этих прекрасных людей, театр потерял практически весь свой репертуар, потому что большая его часть держалась на плечах, этих замечательных артистов. Плучек перестал работать с известными актерами, эту труппу он создавал на протяжении многих лет и ими он гордился. Он набрал новую, в которую входили только молодые, никому не известные артисты и с ними он начал работу над новым спектаклем «Укрощение строптивой».
В этом спектакле на главную роль выбрали меня. Произведения Шекспира, Плучек для своих спектаклей некогда в жизни не брал. Зачастую это были отечественные драматурги, и сатирики, такие как Аксенов, Маяковский, Искандер, Войнович. Но никогда он не задумывался о Шекспире. В тот момент он превратился из пожилого мужчины в мальчишку, который решился на смелый отчаянный шаг и сделать, то чего он раньше не делал. В этот спектакль он вложил не только свой опыт, но и душу. И это была победа, постановка получилась просто, великолепна.
- В Вашей актерской карьере кроме прекрасной комедии Шекспира, была еще и его трагедия. Где Вы в театре им. Станиславского играли Гамлета в спектакле Крымова Дмитрия. Знали Вас только как актера комедийного жанра, ходили слухи, что Гаркалин хочет поменять свое амплуа.
Когда ты актер в Театре сатиры, то само собой ты начинаешь интересоваться сценическими тонкостями этого жанра шуткой, комедией, памфлетом. То, в каком жанре артист работает, позволяет раскрыть его характер, сценическое амплуа, и его потенциальные способности, а также то, как он будет вести себя на сцене. Если в зале стоит тишина, и нет смеха у зрителей, то роль можно считать проваленной. Потому что в театре комедии все определяется смехом и чем его больше, тем роль успешнее. Ведь только смех способен объединить большое количество людей даже самых разных. И я получил возможность взглянуть с другой стороны на себя, только лишь после трагедии «Гамлет».
- Что Вы почувствовали в тот момент, когда в зале в место привычного для вас смеха, стояла тишина?
- Все правильно вы подметили. По решению Крымова Дмитрия было установлено два окна, которые находились, по периметру сцены одно было большое, а второе поменьше, за которыми на протяжении всего спектакля шел снег. По сценарию мой герой должен выпить яд и когда он был выпит, и начал действовать я закричал: «А я уже не здесь, тот яд сильней». И на этом закончился текст, и начал идти снег, и я чуть не лишился рассудка. В зале и во всем театре стояла мертвая тишина, которую я прочувствовал каждой клеточкой своего организма, и от этого мне стало ужасно страшно. Однако для этого спектакля это была вполне объяснимая и уместная тишина. Далее по тексту была фраза «Передо мной молчание», которая идеально сочеталась с воцарившейся в зале тишиной, этот момент я не когда не забуду.
- Программа «Линия жизни», которую будет транслироваться на телеканале «Культура» в день вашего юбилея начинается Вашими словами: «Говорить о себе всегда легко и приятно». Рассказы о себе Вы всегда начинаете с этой фразы?
Я сомневаюсь, что можно найти более удачную фразу для начала выступления перед широкой публикой. В самом начале своей карьеры мне нужно было выступить, а я не знал, как правильно будет начать свое выступление и тогда мне эту фразу посоветовала моя хорошая подруга Слуцки Ганна. Правда о себе всегда говорить легко и приятно и тем более на публику, а что касается моей обыденной жизни, то я всегда говорю по существу. Все в первую очередь зависит от того где ты находишься. А бывают такие моменты в жизни, что просто хочется помолчать.