Я из женской части человечества
Одна из самых замечательных постановок на фестивале театральных бенефисов, который проходил в театре им. Горького «Муж моей жены». На этом фестивале присутствовали такие замечательные люди как Гаркалин Валера, Стругачев Семен и Прокофьева Ольга.
- Валерий Борисович, однажды в пьесе ваш герой столкнулся с ситуацией, когда мужчин было двое, а женщина одна и ему предстоит сделать достаточно сложный выбор. Могли бы Вы себя представить в подобной ситуации?
- Не стоит серьезно относиться к пьесе, это всего лишь вымысел. Помните слова Пушкина: «Над вымыслом слезами обольюсь». Вот здесь мы и стараемся придать ему жизни, человеческих характеристик, взаимоотношений. Это именно те факторы, над которыми по ходу пьесы мы с Семеном и работали, а вовсе не над ситуацией. Как, на мой взгляд, она больше не реальна, в каких-то моментах можно сказать, фантастична. «Муж моей жены» это хороший повод встретиться со зрителем, чтобы обсудить человеческие страсти и характер.
- Когда я уходила из зала я слышала, как зрительницы произносили: «Вот как нужно жить русской женщине, с кого брать пример!».
- Я сомневаюсь, что с героини Прокофьевой Ольги, стоит брать пример. Это все не правда, домысел в котором присутствует определенная доля иронии, так автор пытается через нее больше рассказать о людях. Ведь в реальной жизни не существовало Анны Карениной, да и такой истории не могло тогда случиться. Лев Толстой очень сильно хотел поговорить со зрителем о большом сильном чувстве как любовь.
- Вы приветствуете гастрольные романы? Как Вы реагируете на тот факт, что возле дома или театра Вас постоянно подстерегают поклонницы?
Чтобы произошел роман не обязательно уезжать на гастроли. Он может произойти где угодно. А если говорить серьезно, то мало кто из артистов вам это расскажет.
- Ваши отношение к тому, что когда упоминают Ваше имя, сразу вспоминают: «Ширли-мырли»…
- К этому я отношусь совершенно спокойно. Если мой образ ассоциируется с тем или иным героем, то здесь я поделать не чего не могу. Помню, сидел в одной киностудии дожидался режиссера, и просто со скуки пролистывал фотоальбом с фотографиями актеров, а на обороте были написаны те роли, которые он сыграл. На глаза мне попалась фото красивой актрисы, первое, о чем я подумал, наверное, одна из новеньких. Но когда я перевернул фото, то увидел что там чуть ли не полсотни картин. Но среди такого большого списка не было, ни одной картины, по которой я мог бы ее запомнить.
Так сниматься можно без конечно, но при этом не иметь того единственного фильма по которому тебя будут все узнавать и который сыграет главную роль в твоей популярности. Каждый артист как бы он это не скрывал, мечтает стать популярным, хочет, чтобы на улицах его узнавали, и если кто-то скажет, что ему это не нравится, не верьте, это не так. Женская часть человечества так знаменитый Анатолий ЭФРОС назвал актеров. Потому что артисты как и женщины любят все только хорошее.
- Могли бы вы сказать: меня научил этому театр? Кино?
- На протяжении восьми лет я преподаю в ГИТИСе на актерском курсе. И уже виду третий набор студентов. И если вы надумаете обучаться актерскому ремеслу, то лучше всего учиться у меня. В творчестве закон один везде и всегда необходимо быть убедительным. Если ты выбрал эту профессию и стал актером, то где бы ты ни был, а работать должен одинаково хорошо, в любом направлении.
- А как насчет партнеров, Вам с ними везет?
- Да даже очень! Эта тема одна из самых приятных, и о ней я всегда с удовольствием говорю. У меня было много известных выдающихся партнеров. Взять тот же фильм «Ширли-мырли» где я был среди таких известных актеров как Табаков Олег, Мордюкова Нона, Чурикова Инна, Ефремов Олег они были одни из лучших актеров в театре и кино. В «Белых одеждах» был превосходный дуэт с Гурченко Людмилой, это была превосходная встреча, которую мы и сейчас с удовольствием вспоминаем. Со всеми своими партнерами, мы всегда превосходно срабатывались.
Встречается так, что артисты вынуждены играть, не смотря, на не приязнь друг к другу, но никогда вы этого не заметите, ни на сцене, ни в кадре. У меня в моей актерской карьере подобного не случалось.
До сих пор играют все спектакли, которые мы сделали вместе с Татьяной Васильевой, а их было семь, хотя сейчас не так часто как раньше. Мы часто ездили во Владивосток, со всеми своими спектаклями. Как то лет десять назад с Таней Васильевой при аншлагах мы играли четыре дня, и после еще два. Вот такое было время.
С Арменом ДЖИГАРХАНЯНОМ совместно создали три спектакля, так же с Гундаревой Наташей, которой среди нас уже нет. А театр сатиры, в котором я работал целых десять лет с такими прекрасными людьми как Менглет Георгий и, безусловно, Валентин Плучек.
- Вы любите ходить в кино?
- Конечно. Вот совсем недавно посмотрел замечательную работу Звягинцева «Изгнание». Благодаря таким замечательным картинам наше кино, наконец, то может выйти из своего кризисного состояния. Когда вышел наш фильм «Ширли-мырли», то это была одна единственная картина в том году. Тогда «Мосфильм» был пустой, а сейчас там все потихоньку налаживается.
Хожу ли я в клубы отдыхать? А разве там можно отдохнуть? Когда артист со спектаклем прилетает, то после этого ни какого клуба уже и не хочется, потому что наша работа очень тяжелая. Это больше пройдется по душе тем, кто днем не чем не занимается.
А вот по поводу театра. Если на московских сценах меня нет, это означает, что я уехал на гастроли. А когда я нахожусь в Москве, и у меня получается свободный вечер, то меньше всего мне хочется идти в театр. Возникает большое желание просто провести этот вечер дома и побыть самим собой.
Своим студентам я всегда говорю: к своей профессии нужно относиться серьезно, и только со временем поймешь, насколько ценный подарок жизнь. И главное запомнить, что наша профессия это не жизнь в целом, это всего лишь маленькая часть нашей жизни. И придерживаясь этого, обогатится твоя профессия, мир который тебя окружает, если ты сможешь познать себя самого, и вместе с тем, не попадая в иллюзорность. Почему есть неудачные актерские работы? Это все потому, что в работе нет дыхания, нет жизни, это всего лишь некое подобие, призрак, не имеющий ничего общего с реальностью. Нужно, чтобы профессия обогащалась жизнью, но, ни в коем случае не наоборот.
- Вам нравится смотреть футбол?
- Недавно отдыхал в Лондоне, и встретил там своего хорошего товарища солиста Ковент-Гарден. Кстати ни одного фильма с моим участием он не видел. Прогуливаясь ночью по улице, нам навстречу вышла группа людей, они меня узнали, мы немного поговорили и разошлись. Это были наши ребята, приехавшие на футбол, где играла наша сборная. Приятель был в шоке, говорит мне, надо же тебя даже в Лондоне узнают. После этого случая он меня еще больше стал уважать. Зачем я все это рассказывал? Дело в том, что я и не подозревал, что соревнования по футболу такого уровня могут проходить в Лондоне. Так что в футболе я мало что понимаю.