О душе лучше говорить через комедию

Гаркалин как преподаватель

Как известно, актер уже долгое время работает в ГИТИСе. Теперь он собирается обучать профессиональному мастерству новых студентов, которые поступили летом.

Однажды актер сказал: «Я совершил большую ошибку. Не надо делать ставку на профессию. Делайте ставку на жизнь». Виталий пояснил, что это было позднее прозрение, и теперь старается повторять эту фразу как можно чаще, чтобы ее поняли все студенты. Ведь они сделали свой выбор, о котором потом не должны пожалеть. Не важно, какие высоты кем были достигнуты, это не более чем род деятельности. Профессию нельзя назвать всей жизнью, поэтому торопиться жить не стоит, ведь жизнь и так слишком коротка. Хорошее заключается в том, что на пути попадаются люди, которым можно помочь.

Актер рассказывает, что однажды, когда он давал интервью, в студию позвонила женщина и сказала, что если бы не «Ширли-мырли», то она давно бы покончила с собой. Ее остановило только то, что женщина нашла эту кассету и после просмотра передумала сводить счеты с жизнью. Гаркалин признается, что подумал тогда: Господи, если я своей картиной спас человеческую жизнь, то можно признать свою работу полезной».

Мужчина говорит, что роль в этом фильме никак не помешала карьере, так как до этого он снимался в «Катале» и «Белых одеждах». Тем более, он твердо убежден, что лучший способ сказать о душе человека — комедия. Попасть в цель можно только тогда, когда о серьезном идет несерьезный разговор. Не стоит ждать особого внимания, если подойти к этой же теме с полной серьезностью. Ведь тогда получится, что ничего не будет услышано.

Жизнь всегда имеет две стороны — с одной — это подарок и счастье, а с другой — она достаточно трагична и быстро заканчивается. Самое главное — научиться соответствовать жизни целиком и полностью, войти в равновесие. Если публика хочет смеяться или плакать — то этого легко добиться. Но если публика хочет плакать, то чтобы развеселить ее, нужно хорошо постараться.

Вот уже как двадцать лет в студии «Человек» ставится спектакль «Стриптиз», по пьесе Мрожека, в которой Гаркалин играет одну из ролей. Стоит отметить, что у пьесы множество трактовок, но как считает актер, рай или ад могут быть не скучными, если там будет с кем поговорить.

Актер недавно пережил трагедию — умерла его жена Екатерина, с которой он был бесконечно счастлив. Однако он радуется тому, что она прожила с ним целую жизнь, и каждый день дарила наслаждение. Сейчас актер живет один и говорит, что не был готов к тому, что это может произойти так быстро. Так что если даже на сцене есть с кем поговорить, то в реальной жизни это удается далеко не всегда. К тому же, потерь в жизни актера было более, чем предостаточно: умирали и родственники, и близкие друзья. Но именно смерть жены повергла артиста в маловерие. Теперь у него не получается надеть маску и начать фантазировать о том, что они еще когда-нибудь увидятся. Единственный, кто его сейчас утешает — его любимая дочь, которая живет вместе с актером.

Она — продюсер и не стремится обогатить себя. Она закончила ГИТИС, где ей преподавал Давид Смелянский. Многие его знают как хорошего продюсера. Именно он и показал, что важен не постоянный большой заработок, а полное проникновение в весь художественный процесс. Здесь важно начать искать новые идеи, концепции, добиваться новых эстетик. Валерий сообщает, что это его дочери удается не хуже, чем ее товарищам. В качестве примера он привел Владимира Панкова, который решил работать в новом жанре — sounddrama. Именно постоянный поиск новых решений, по мнению артиста, и помогает дочери быть полностью независимой.

К слову о любви

Актер считает, что в жизни не должно быть большого чувства долга, так как чувства могут быть только к живому: женщине, цветам и всему, чем она дышит. А вот родину любить не получится — именно здесь и придется испытывать чувство долга. Актер сразу поясняет, что ему нравится жить там, где он сейчас, но испытывать какого-то чувства к стенам — не в его правилах, ведь им они ничего не должен.

Он приводит пример: после того, как он ушел из театра сатиры и через пару дней просто проходил мимо, то не испытал никаких чувств. Для него это было удивлением, так как здесь он проработал тринадцать лет. И с тех пор он понял, что боли по утраченному нет, так как здание любить невозможно.

Что касается ГИТИСа, то здесь то же самое — он испытывает чувства ко всем студентам, а по выпускникам часто скучает и ждет от них писем или же звонков. Он всегда радуется, если выпускники рассказывают как у них дела или же просят помочь, дать совет.

Может показаться парадоксальным, что в постановке «Бумажный брак» герой Гаркалина начинает делать все, чтобы двое совершенно посторонних людей стали счастливыми. Сам Виталий Гаркалин считает, что именно это и является особенностью постановка, так как надо быть очень хорошим человеком, чтобы даже за пять минут до собственной смерти постараться сделать двух людей счастливыми.

Отец Виталия был категорически не согласен с тем, какую профессию решил выбрать сын. Однако, он не жалеет, что пошел против воли отца. Как признается Виталий, эти темы практически никогда не поднимались в семье, так как он очень сильно боялся отца и не мог установить дружеские отношения, как это было во многих других семьях. В конце концов, появившийся вакуум постепенно начал заполняться страхом перед его волей и сильным началом.

Актер говорит, что сам он научился быть мужчиной и проявлять свою волю, поэтому прекрасно знает, что другие могут это воспринять как не совсем правильные поступки. Виталий всегда старался противостоять обстоятельствам и жить вопреки им. Такие люди способны многого добиться в жизни, но у актера был комплекс неполноценности. Чуть позже ему помогли Армен Борисович Джигарханян, Вацлав Вацлович Дворжецкий, и Ролан Анатольевич Быков и Любовь Полищук и даже Нонна Мордюкова. Именно это поколение артистов помогло ему преодолеть все страхи: он был счастлив получить такую любовь как родительскую. Тем не менее, Виталий Гаркалин твердо убежден в том, что лучший способ пробудить в человеке самостоятельность и вызвать желание к жизни — это недостаток родительской любви в детстве.

Здесь он вспоминает историю про древний еврейский народ. Согласно ей, бог дал все этому народу, но не дал, ни капли воды: он посчитал, что если дать все необходимое сразу, то получится, что любовь к отцу постепенно угаснет и его забудут. А если не будет ни капли воды, то все будут молиться, постоянно упоминая своего отца. Эта история является очень поучительной.