От кукол к Гамлету

Сегодня Гаркалин — знаменитый киноактер, кроме участия в киносъемках он задействован во многих театральных постановках. Мало кто из его поклонников знает, что Валерий много лет проработал в провинциальном кукольном театре.

В биографии артиста было много чего, не связанного с театром и киноискусством. Была служба в армии, работа на заводе полупроводниковых приборов во Фрязино, потом восемь лет гастролирования по стране с ансамблем «Люди и куклы». Периодически случались безуспешные попытки поступить в театральный институт. Сегодня Валерием Гаркалиным восхищаются, высоко ценят его творческий вклад в театральное искусство.

Однажды, когда Валерий в очередной раз пытался поступить в театральный ВУЗ, одна недобрая преподавательница сказала ему такие слова: «Мой вам совет — никогда больше не пытайтесь поступать в театральные институты. Если вам в голову опять придет эта сумасбродная идея, бегите от нее, куда глаза глядят. У вас на роду написано, что актером вам не быть». Теперь как мы видим, эта женщина сильно ошиблась, Гаркалину удалось осуществить свою давнюю мечту стать знаменитым актером.

- Валерий Борисович, сегодня вы являетесь актером театра-студии «Человек»?

- Да, я там оформлен.

- А что с Театром Сатиры?

- Уже три года, как я оттуда ушел.

- По одной из версий Ширвиндт выдворил вас из театра за участие в антрепризах. Это так?

- Это все слухи. В антрепризах я участвовал еще задолго до появления Шуры, который, кстати, участвовал в них, когда меня еще на свете не было, так что кто бы говорил. Я расскажу, как было дело. Заявление об уходе я подал, когда еще руководителем театра был Валентин Николаевич Плучек. Однако меня так просто не отпустили — со мной заключили договор, и я остался в театре доигрывать спектакли, которые не могли быть сыгранными без моего участия. Потом, как оказалось, зря я не ушел сразу, в итоге дело дошло до скандала.

- Я тут где-то прочитала, что вы все свои роли (шулеров, убийц и прочих сомнительных личностей) репетируете дома под пристальным вниманием вашей супруги Екатерины…

- Снова неверная информация. И где вы только выуживаете все эти сведения (смеется). Придется вас разочаровать, дома я никогда не репетирую, для этого есть сцена в театре. Просто моя жена говорит, что с каждой новой ролью я становлюсь немного другим, как будто что-то перенимаю от своего персонажа. Когда я после очередной репетиции прихожу домой, моя жена меня не узнает, говорит, я стал другим. Вот сейчас я вжился в образ Гамлета, так Катя однажды поймала мой «неожиданный» взгляд: «Ты никогда так раньше не смотрел».

- А верна ли информация о том, что когда вы были задействованы в съемках фильма «Катала», вы по ночам баловались с картами?

- Это правда, я действительно осваивал карты, чтоб иметь о них хоть какое-то представление. О шулерах я имел весьма далекое представление, а чтобы в фильме выглядеть убедительно, мне нужно было освоить некоторые трюки. Тренироваться днем я не мог из-за нехватки времени, так что приходилось этим заниматься по ночам.

- Это первая ваша роль в кино?

- Да.

- И сразу главная? Как вам это удалось?

- Это длинная история. Начну с того, что я тогда был никому не известным актером. Режиссером фильма был Сергей Бодров-старший, и на роль меня утверждал он один, для того времени это было необычно. В те времена все было в руках худсоветов, и только они были вправе утверждать на роль актера. Мое положение было очень шатким, меня легко мог вытурить любой член худсовета просто из вредности, поэтому ради главной роли мне пришлось преодолеть множество преград. Я помню, что за меня был только товарищ Бодров, все остальные были против. Главному сценаристу все же удалось отстоять мою кандидатуру, иначе он отказался бы снимать фильм.

Он просто поставил им ультиматум: или в главной роли будет Гаркалин, или я отказываюсь продолжать. В общем, решение было принято в нашу пользу. Когда мне, наконец, удалось прочитать сценарий, я понял, с чем мне придется иметь дело и чуть было не пожалел о том, что выбор пал на меня. Как вам известно, я актер комедийного жанра, мой конек — это сатира, а роль в этом фильме была совершенно другого плана, мне предлагалось играть драму. Помню, как-то Бодров сказал: «Сыграть по-настоящему драматически может только настоящий комик», и я решил попытаться. С поставленной задачей я справился, а дальше пошло-поехало. Потом последовала целая вереница интересных ролей — «Белые одежды», несколько фильмов с участием немцев, которым так и не суждено было появиться в прокате Советского Союза. Так что, к сожалению, все мои роли, последовавшие после «Каталы», публика не увидела. Вплоть до «Ширли-мырли».

- Кстати, помниться мне, после выхода этого фильма было опубликовано следующее сообщение: «Ширли-мырли» столько раз транслировали, что Гаркалин может со спокойной совестью уйти на покой и наслаждаться своей славой, потому что на больший успех вряд ли можно рассчитывать». Как вам такое нравится?

- Что ж, эти слова не лишены смысла. По сути, что есть слава? Это известность, которая является неотделимой от профессии любого артиста. Хотите вы этого или нет, если вы выбрали эту стезю, популярность к вам рано или поздно придет. Некоторые артисты утверждают, что вовсе не хотят становиться знаменитыми — знайте, что это неправда. Слава и признание совершенно необходимы любому артисту, без этого ему не видать серьезных ролей и интересных предложений.

К популярности привыкаешь очень быстро. Поначалу испытываешь неописуемый кайф от того, что тебя начинают узнавать на улицах, берут автографы. Потом очень быстро успокаиваешься и просто начинаешь работать, стараешься оправдать возложенные на тебя надежды. Вы не поверите, но все на свете приедается, и слава в том числе. Сначала это очень интересно, но потом становится скучно (смеется). После периода самолюбования наступает период трезвости и так называемого эмоционального взросления.

Как вам известно, мой партнер Армен Борисович Джигарханян — очень известная и узнаваемая личность. Его узнают везде и всюду, ему аплодируют, но всегда наступает момент, когда аплодисменты стихают и все замирают в ожидании его выступления. Это момент истины, когда быстро становится ясно, что представляет собой артист и достоин ли он такого признания. Популярность обязывает. Однажды взяв эту высоту, вам придется ее придерживаться, чего бы вам это не стоило. Если артиста настигает «звездная болезнь», можно считать, что его песенка спета — больше он ничего выдающегося не покажет, это прямой путь к регрессу. Некоторые кичатся своими званиями и заслугами, но больше им похвастаться нечем.

- Насколько мне известно, у вас с Джигарханяном было три совместных проекта…

- Это так. Много лет назад мы участвовали в одном спектакле, когда он был руководителем собственного театра, организованного на базе курса ВГИК. Это был «Моцарт и Сальери» по «Маленьким трагедиям» Пушкина. Потом был второй проект, совместный с ним и Натальей Гундаревой — французская пьеса «Какая идиотская жизнь!». Затем еще одна работа — «Маньяк», но вместо Гундаревой была уже Татьяна Васильева. К сожалению это проект еще не выпущен, поскольку из-за нашей сумасшедшей занятости у нас просто не доходят до него руки. Пьеса написана специально для нас, ее автор — наш земляк, израильский драматург Гана Слуцкий.

- Когда Татьяна Васильева увидела вас в действии в спектакле по пьесе Мрожека, она была в полнейшем восторге. «Это была великая игра!» — ее слова.

- Предполагаю, что речь идет о «Стриптизе». Его поставили в театре-студии «Человек» 12 лет назад, и с тех пор мы периодически его играем. Автор очень талантлив, это видно сразу. Вот как о нем отзывается сама Татьяна Васильева: «Он человек неординарный и выдающийся. Он для меня — восьмое чудо света, не хотелось бы его потерять!».

О Тане Васильевой можно говорить бесконечно, она великая актриса и удивительная женщина. Я редко говорю комплименты, но, тем не менее, могу сказать, что я в жизни не встречал более чуткого, ранимого и умного человека. Она наделена тонким вкусом и природной грацией, столь необходимой для любой актрисы. Но больше всего меня восхищает ее непохожесть на других, своего рода уникальность. Такое сейчас редко встретишь. Кроме того, она замечательный партнер, работать с ней одно удовольствие.

- Расскажите о своем Гамлете…

- За него отвечает Дмитрий Крымов, сын известных родителей — режиссера Анатолия Эфроса и искусствоведа Натальи Крымовой. Это новый перевод Шекспира, сделанный питерским литератором со староанглийского первоисточника. Кроме меня в спектакле были задействованы актеры театра времен Эфроса: в роли Гертруды — Ольга Яковлева, в роли Клавдия и Призрака — Николай Николаевич Волков. Некоторые актеры были приглашены из труппы театра имени Станиславского. К середине весны постановка была готова, первый ее показ был назначен на сентябрь. Участие в «Гамлете» — это моя последняя работа на сегодняшний день, она же одна из самых сложных.

- А дальше?

- А дальше… Мне предложили роль шута в пьесе «Король Лир». В общем, пошел сплошной Шекспир. Этот проект планируется закончить в следующем году, режиссер — Владимир Мирзоев, известный своими неординарными постановками классических произведений.

- О вашем творчестве мы поговорили достаточно, а можно узнать что-нибудь о личном? Интересно узнать, какой вы в обычной жизни, в быту… Это правда, что вы не терпите беспорядок и сами следите за чистотой?

- Да, все верно. Я вижу, что вы неплохо осведомлены! (смеется)

- Ваша супруга по-прежнему преподает в театре Сергея Образцова?

- Она работает все там же, но уже не педагогом, а экскурсоводом в музее, который был создан Сергеем Владимировичем. Музей представляет собой выставку уникальных кукол, которых Образцов привозил со всех уголков земного шара. В результате его усилий появилась единственная в своем роде коллекция древних театральных марионеток.

- А чем занимается ваша дочь?

- Учится в ГИТИСе на продюсера.

- Стало быть, она не пошла по вашим стопам?

- Выходит так. Но это ее выбор, и я его уважаю.