Валерий Гаркалин не потомственный лицедей

Как-то его спросили, считает ли он себя счастливым человеком, на что актер ответил: «Можно и так сказать. Во всяком случае, незнакомые люди со мной здороваются (смеется). Иногда при виде меня начинают цитировать фразы из «Ширли-мырли», это приятно».

Звездная популярность к Валерию Гаркалину пришла довольно поздно. Родители актера не имели никакого отношения к театру или к киноискусству — его отец держал гаражную мастерскую, а мать работала кассиром. В школьные годы Валерий неоднократно сбегал с уроков, чтобы успеть на дневной сеанс в один из ближайших кинотеатров Москвы.

После окончания школы Гаркалин неоднократно пытался поступать в различные театральные училища, но безрезультатно. Актер вспоминает напутственные слова одной злой преподавательницы: «Молодой человек, если вам опять придет в голову мысль поступать на актерский факультет, срочно примите холодный душ, дабы охладить свои амбиции. Хотите правду? Вы не осилите творческую профессию. Это просто не ваше». В то время Валерий очень болезненно воспринял это обидное наставление и в отчаянии отправился работать на завод. Потом была служба в армии, после которой Валерий снова решил возобновить свои попытки стать актером.

Успешно поступив в Гнесинское училище и окончив его, Гаркалин стал одним из участников ансамбля «Люди и куклы». Многие телезрители помнят этот коллектив, который отличался от других тем, что актеры вместо того, чтобы отсиживаться за ширмой, участвовали в представлении наравне со своими куклами, при этом оставаясь в тени выразительной игры свои марионеток.

Шесть долгих лет Валерий выступал в составе этого коллектива, разъезжая по всей стране. За это время он успел жениться и стать отцом прекрасной девчушки. Сегодня его дочь Ника учится во ВГИКе на режиссерском отделении.

В первые годы после ее рождения актер сидел без работы, но как он сам говорит, ничуть не жалеет об этом. Ему было приятно наблюдать за ее первыми шагами, радоваться ее успехам, помогать преодолевать трудности взросления. Валерий расставил приоритеты и выбрал то, что было для него самым дорогим — свою семью.

«Родители жены довольно обеспеченные люди, они сняли для нас в Подмосковье дачу, и мы поселились там с Никой. Помню, как я ее купал, рассказывал ей сказки, стирал ее вещички… Это было мое самое счастливое время». Когда Гаркалину задают вопрос, почему он дал своей дочке такое странное имя (в то время иностранные имена были редкостью), он отвечал: «Мы хотели назвать ее коротким, удобным и в то же время красивым именем. Мы исходили из практических соображений. Ника Валерьевна неплохо звучит. Короткое имя и длинное отчество вполне гармонируют друг с другом. Был ли я строгим отцом? Нет. Скорее, любящим. Возможно, порой строгости не хватало, но глядя на ее ангельское личико, я просто физически не мог ее отругать. Сейчас, когда Ника повзрослела, я не вижу никаких пробелов в ее воспитании. Она все делает, как надо, вполне самостоятельна девушка».

Гаркалин впервые снялся в кино уже в довольно зрелом возрасте — в фильме «Катала». Для начинающего актера это был шанс засветиться. Валерий успешно прошел пробы, и его утвердили на главную роль. Надо отметить, что многие высказывались против того, чтобы Гаркалин снимался в этой киноленте, но Сергею Бодрову удалось настоять на своем.

Вскоре фильм вышел в прокат и имел оглушительный успех. Затем Валерий играл в фильме «Белые одежды», и во многих других фильмах, которые, к сожалению, так и не были выпущены в прокат. Новоиспеченному актеру стали поступать различные предложения от многих известных режиссеров, которые говорили: «В одно прекрасное утро ты проснешься знаменитым, вот увидишь!» Но приходило очередное утро, а обещанная сумасшедшая популярность к Валерию так и не приходила. Лишь после «Ширли-мырли» Гаркалин, наконец, смог сполна насладиться вкусом славы. Редко какой актер может похвастаться отсутствием казусов во время съемок, не избежал этого и Валерий Гаркалин.

«В один прекрасный день мы с Джигарханяном приехали в город Ульяновск на съемки», — вспоминает артист. — «Вы, наверно, помните сцену с «Русланом», из которого должна была выкатываться мощная военная техника? Мы досконально к этому готовились, десятки раз все перепроверили, дали солдатам подробный инструктаж… В общем, мы с Арменом Борисовичем вошли в самолет, расположились в креслах, дабы передохнуть и пообщаться. Вдруг в кабину входят летчики, занимают свои места, и самолет трогается с места. Мы порядочно перенервничали, стали кричать, чтобы нас выпустили — мы ведь не собирались никуда лететь. Однако оказалось, что самолет взлетать не собирался — просто его решили отогнать на нужное для предстоящих съемок место».

Его персонажи часто попадают в разные переделки, но им всегда удается выйти сухими из воды. Взять хотя бы чародея из телесериала «Досье детектива Дубровского».

За свою десятилетнюю практику в Театре Сатиры Валерию сотни раз выпадала возможность играть юмористические роли — Хлестакова в «Ревизоре», Куролесова в «Горячем сердце», Петруччо в «Укрощении строптивой». За годы работы в Театре-студии «Человек» в антрепризах Валерий стал весьма востребованным артистом театра. Кстати, многие его коллеги весьма неодобрительно относятся к антрепризам в виду их непродолжительного существования.

«А мне именно это в них и нравится», — говорит артист. — «Как только зритель перестает покупать билеты, все заканчивается естественным путем. Если же говорить о репертуарном театре, то там пьесы, уже утратившие свою актуальность, могут идти годами».

Супруга Валерия Катя к театру никакого отношения не имеет, она работает в совершенно иной сфере, чему несказанно рад ее муж. «Я не питаю неприязни к актрисам, многие из них очень интересные личности, однако от любой, даже самой качественной игры устаешь. Хочется просто прийти домой и расслабиться. Мне нравится, что моя Катя не актриса. Она очень простой и искренний человечек, это дорогого стоит».

На днях артисту исполняется 50 лет. За время своей творческой карьеры он многого достиг, сыграл много сильных ролей, и с недавнего времени преподает в ГИТИСе.

Валерий так говорит своим студентам: «Актерская профессия и подлый характер — две несовместимые вещи. Плохой человек вряд ли сможет стать хорошим актером, поскольку злые и нечестные помыслы — помеха любому творчеству».

Часто он цитирует поэта Франсуа Вийона: «Я знаю все, но только не себя».